Гвардеец труда. Новотроицк

С ответственностью за судьбу детей

С ответственностью за судьбу детей
Приподнятое настроение этого утра чувствовалось уже на подходе к Дворцу металлургов: десятки педагогов города шли сюда на традиционное августовское совещание с новыми мыслями, идеями, шли, чтобы обменяться с коллегами планами на предстоящий учебный год. А он будет очень непростым, ведь с 2010 года начинает в полном объеме реализовываться подписанная Президентом Национальная образовательная инициатива. Прямо в фойе участники совещания окунались в привычную атмосферу школьных забот: они могли ознакомиться с новой методической и научной литературой, посмотреть стенды, рассказывающие, чем живут образовательные учреждения, над какими проектами работают. -- Позади жаркое лето, но впереди не менее жаркая пора – новый учебный год, -- сказал в своем приветствии глава города Андрей Великанов. – Вас ждут заботы, но будет и много радостных моментов. Терпения вам, удачи и успехов. Его поддержали заместители главы Дмитрий Буфетов и Галина Чижова. Удача и успех -- эти слова не раз звучали со сцены Дворца металлургов. Они главенствовали в оценке итогов работы системы образования города за прошедший учебный год и определении основных направлений работы в современных условиях. И все же акцент делался на нерешенных проблемах. Начальник управления образования Лариса Котова, выступая перед собравшимися, отметила, что в городе успешно внедряется передовой опыт педагогической и управленческой деятельности, 27 педагогов являются лидерами национального проекта «Образование». Важной задачей развития городской системы образования является формирование современной материально-технической базы школ, обновление школьной инфраструктуры, создание современных и безопасных условий обучения. Ни для кого не секрет, что подготовка школ к началу нового учебного года проходила в условиях острого дефицита финансовых средств – было отпущено всего 7 828 010 рублей. Однако сделано все возможное, чтобы 1 сентября школы приняли учащихся. Осталось завершить ремонтные работы в школе №10 и провести большой ремонт здания школы №20 на станции Губерля. Особенностью наступающего учебного года станет переход образовательных учреждений в автономные учреждения, обладающие большей финансовой самостоятельностью. Орчане уже три года успешно осваивают эту форму работы. «Чтобы стать самостоятельными, необходимо развивать платные услуги, искать возможности законным путем увеличивать доходы учреждения, -- отметила Лариса Котова. -- Пока же эта работа у нас идет крайне медленно». Зам. главы города по экономике Галина Чижова внесла предложение: те коллективы, которые в 2011 году перейдут в автономные учреждения, получат от администрации определенные преференции. Демографические проблемы в стране да и в городе не могли не сказаться на количестве учащихся. Сегодня в 23 школах обучается 9 967 человек. Это на 250 человек  меньше прошлогоднего. Однако наметилась положительная тенденция. За три последних года начало увеличиваться количество первоклассников. Наибольшее их число в гимназии, школах №13, 14, 16, 17, 18. В этом году порог школы впервые переступят 1037 школьников. Основным направлением деятельности школ становится повышение качества образования, создание системы контроля качества обучения. И в городе в этом направлении накоплен положительный опыт, что подтверждают итоги сдачи единого государственного экзамена, победы учащихся и преподавателей в олимпиадах и конкурсах. По всем предметам, кроме географии, истории, немецкого языка, средние баллы наших выпускников выше аналогичных показателей по области и России. В 2009-2010 учебном году педагогические коллективы продолжили выполнение шести целевых муниципальных программ. Причем все они шли в рамках юбилеев Великой Победы и города Новотроицка, Года молодежи, Года учителя, юбилея градообразующего предприятия – «Уральской Стали». Прошел конкурс воспитательных систем, конкурс «Ученик года-2010», фестиваль «Новотроицкая весна», спортивные соревнования «Российский азимут-2010» и другие. Формированию активной гражданской позиции школьников способствует деятельность органов ученического самоуправления. В 2009 году в школах действовали 22 ученических совета. Острой остается проблема государственно-общественного управления школой. Сегодня на базе школ действует всего 15 советов школ, что составляет 65 процентов общего количества образовательных учреждений, и один попечительский совет. Нужна более тесная связь с родительским сообществом. Эти и другие вопросы легли в основу принятых учительским собранием рекомендаций. Новые образовательные стандарты С 2011 года намечен широкомасштабный переход на государственные образовательные стандарты второго поколения. Новотроицкая школа №22 уже работает в режиме эксперимента, и директору В.Рудюк было о чем рассказать коллегам. Прежде всего стандарты второго поколения позволяют развить у школьников универсальные учебные действия, которые выработают умение учиться, способность к саморазвитию. Варвара Евгеньевна на примере школы показала, как разрабатывается  базисный образовательный план, как в организации внеучебной деятельности планируется сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, как планируется выполнять программу социализации воспитания. Но особый акцент был сделан еще на одной особенности новых стандартов – общественном договоре между семьей и образовательным учреждением. Родители очень хорошо знают, что должен делать учитель, но при этом забывают, что они обязаны делать сами. Педагоги школы разработали и предложили коллегам образец  такого договора. Вот лишь несколько выдержек из него: «Школа обязуется обеспечить достижение результатов и освоение образовательных программ учащимися при условии соблюдения участниками договора принятых на себя обязательств», «Школа вправе требовать от обучающегося и их родителей соблюдения локальных актов (правил поведения учащихся, Устава школы и т.д.), «Родители обязаны обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и внеклассных мероприятий согласно плану работы школы». Такой договор впервые в этом году заключается с родителями первоклассников. С нынешнего года меняется система оценивания учащихся. Если раньше в основе лежала успеваемость, то теперь предлагается узаконить систему мониторинга деятельности системы образования на всех уровнях. Новые образовательные стандарты должны поднять на новый уровень и само образование. Ключевая фигура Успехи детей не могут быть без тех, кто ведет их по дороге знаний – учителей. Повышению профессиональной компетентности педагогов города, созданию условий для развития их потенциальных возможностей рассказала зав. информационно-методическим кабинетом Татьяна Аксенова. Развитие учительского потенциала – гарант качества школьного образования, отметила Т.Аксенова. ИМК решает эту проблему через систему моральной, материальной поддержки, через аттестационные мероприятия, распространение опыта учителей. Сегодня в городе 166 учителей имеют высшую квалификационную категорию. В 2009-2010 учебном году аттестационные курсы прошли 227 педагогов. За два года изучен опыт более 100 педагогов. Для молодых специалистов продолжила работу школа молодого учителя, объединяющая 64 педагога. За последние три года в образовательные учреждения города после окончания вузов и ссузов прибыл 41 молодой специалист. К сожалению, 16 из них впоследствии перешли в другие отрасли. Для решения методических вопросов создано 24 творческих группы, цель которых – включить молодежь в опытно-экспериментальную работу. Творческие группы объединили педагогов-новаторов. Но есть формы работы, незаслуженно забытые. Так, учителя русского языка, математики настаивают на возрождении кустовых методических объединений, помогающих более целенаправленно вести подготовку к государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов. Требуется общение воспитателей в рамках методических объединений. Повышение профессиональной компетентности, создание положительного имиджа учительской профессии привлечет в образовательные учреждения молодую талантливую молодежь. И тогда через какое-то время можно будет констатировать, что соцзаказ на образовательные услуги будет выполнен не на 97,3 процента, а выше. Чтобы каждый был здоров Система современного образования сложна, программы насыщенны, процессы в образовании динамичны. И все это, к сожалению не лучшим образом влияет на здоровье учащихся. Но радует то, что вопросы здоровье-сбережения поднимаются на государственном уровне, возводятся в ранг государственных стандартов. Директор школы №23 Людмила Спигина рассказала о создании и функционировании здоровьесберегающей среды в их образовательном учреждении. Заниматься этими вопросами в школе начали буквально с самого ее открытия. Здесь разработана  программа «Здоровье». Здоровьесбережение включает в себя диспансеризацию учащихся, профилактические прививки, обеспечение двигательной активности за счет проведения физкультурных пауз. Обязательными являются упражнения для глаз, мелкой моторики рук, дыхательная гимнастика, прогулки на свежем воздухе. Результат: состояние здоровья по хроническим заболеваниям, зрению, заболеваниям опорно-двигательного аппарата снизилось. Ученики школы регулярно принимают участие во всех городских спортивных мероприятиях и занимают призовые места. За три года число занятых ими призовых мест выросло с 18 до 73. Этот показатель говорит о многом. Партнерство на долгие годы В современных условиях школе выживать очень сложно. Но проблемы решаются намного проще, когда рядом оказываются бескорыстные, понимающие, готовые прийти на помощь люди. «На протяжении многих лет нашими надежными партнерами являются коллективы «Уральской Стали», завода хромовых соединений, общество с ограниченной ответственностью «Техпромснаб», -- сказала начальник управления образования Лариса Котова. От имени управления образования благодарственные письма были вручены директору «Уральской Стали» по социальным вопросам Юрию Бададанову, финансовому директору НЗХС Василию Измалкину, руководителю «Техпромснаба» Александру Марковскому. В ответном слове Ю.Бададанов поблагодарил присутствующих за высокую оценку того, что делает предприятие для системы образования Новотроицка. -- Когда в марте на открытии Года учителя я сказал, что «Уральская Сталь» выделит более 1 миллиона рублей на систему образования, я ошибся. Уже на сегодняшний день выделено  более  17,4 миллиона рублей МИСиСу, НПК, коррекционной школе, приобрели лазерный аппарат детскому саду №1 для лечения глазных болезней, мотоцикл станции юных техников, оказали материальную помощь ряду творческих коллективов. До конца года наши вложения составят 30 миллионов рублей. «Я благодарна за высокую оценку» Конечно же, одной из главных героинь встречи стала учитель математики гимназии №1 Наталия Юрьевна Крылова, ее ученики, сдавая единый государственный экзамен по математике, показали самые высокие результаты. Достойной оценкой ее труда стал грант -- автомобиль. Идея наградить самых достойных работников образования автомобилями родилась в июле этого года на совещании глав муниципальных образований у губернатора Юрия Берга и была поддержана. В ее реализацию включились «Уральская Сталь», завод хромовых соединений, группа предприятий «Ринг», совет директоров Новотроицка, выделившие от 100 до 15 тысяч рублей, администрация города, управление образования. Это еще одно свидетельство того, что проблемы образования не чужды нашему бизнесу. -- Я благодарна вам за такую высокую оценку моего труда, -- с волнением произносит со сцены лауреат. – Это очень приятно, но и очень ответственно, потому что работа учителя не позволяет оставаться на одном и том же уровне. Я многому научилась у своих учеников. Именно они заставили меня быть такой, какая я есть. Фото Виктора ШИТИНА.