Гвардеец труда. Новотроицк

Александр Гамов: «Я ангажирован своими героями»

Публикация от 10.06.2016 г.

Александр Гамов: «Я ангажирован своими героями»

«Красного диплома журфака у меня нет»

На нынешней встрече присутствовали также юнкоры школы №10. Мечтающие о журналистике школьницы не упустили редкой возможности задать вопрос  известному корреспонденту из кремлевского пула. 
– Что привело вас в профессию – личный интерес или родительские советы? – поинтересовались юнкоры.
– Конечно, личный интерес, потому что родители от профессии журналиста были далеки. Ну, разве  что папа чуть ближе – о нем не раз писали в газетах как о передовике производства,  брали у него интервью (отец А.Гамова, Петр Алексеевич Гамов, – прославленный строитель, Герой Социалистического Труда. – Прим. редакции). Поэтому да, с журналистами он общался, и даже хорошо знал Михаила Секрета, с легкой руки которого меня взяли журналистом в Орске сразу после школы, в 17 лет. А учился я писать еще школьником, в «Гвардейце труда», где мной занимался Владимир Иванович Калинчев. Начинал с разных заметок, мне это нравилось.
– А как учились на журфаке и какие успехи были в учебе?
– Недавно про себя прочитал, будто я с красным дипломом окончил журфак Уральского университета. Было бы, конечно, здорово, и я не стал бы этого отрицать, но есть свидетели, что это не так. Поступил я после армии, учился  заочно, а совмещать учебу с работой и командировками очень сложно, поэтому в университете мне пришлось задержаться даже дольше обычного. Но потом я удачно женился на отличнице факультета журналистики Любе Моисеевой, она мне помогала, и в итоге можно сказать, что учился я успешно. Успешно еще и в том плане, что учеба позволяла знакомиться с коллегами из других городов, разговаривать с ними, перенимать их опыт. За годы такого студенчества у меня сменилось место жительства – из Орска, где  я работал на студии телевидения, меня пригласили в Оренбург.
А если говорить о моих достижениях именно профессиональных, то не так давно я стал лауреатом премии Правительства России в области печатных СМИ. Это самая большая моя награда на данный момент.

«Секретов не разглашаю»

Представляя «Комсомольскую правду», Александр Гамов уже не раз бывал участником «прямой линии» с Президентом Владимиром Путиным, и каждый раз ему удавалось задать свой вопрос.
– Как вы это делаете, чтобы из огромного количества журналистов российских и зарубежных СМИ Президент обратил внимание именно на вас и дал вам слово? – не могли мы не попытаться заглянуть в профессиональную «кухню» именитого коллеги.
– Поверьте, тут нет ничего подстроенного. И вообще, в «прямых линиях» Путина нет никакой режиссуры,  и списка вопросов, а также, кто будет их задавать, а кто нет, тоже не существует. Естественно, заранее на основе поступивших от жителей страны вопросов определяются общие  темы, о чем пойдет речь. Я тоже иду со своим списком, в этом году у меня в нем было 15 пунктов – я же не знал, что мне первому дадут слово, и всегда надо учитывать, что какие-то «твои» вопросы до тебя зададут другие. А как сделать так, чтобы тебя заметили, своих секретов я, уж извините, не открою. Скажу только, что прихожу за несколько часов до начала «линии» и между делом присматриваю место, которое, по моему мнению, лучше занять. Но во многом, конечно, есть доля случайности и везения.

О друзьях и добрых отношениях

На встречу в «Гвардеец труда» Александр Гамов пришел вместе со своими одноклассниками. Естественно, разговор зашел о друзьях, о том, с кем он дружит в Москве.
– Самые задушевные друзья, конечно, остались из детства и юности – это мои одноклассники, – сказал Александр Петрович. – У меня сохранились связи со многими земляками, как-то вот приезжали школьники, с которыми я в Москве встречался, провел их по «Комсомолке». Конечно, в редакции мы тоже все дружны между собой и поддерживаем друг друга.
И еще, не знаю, можно ли назвать героев, о которых я пишу, моими друзьями, но практически со всеми у меня тоже складываются добрые отношения. Ну, например, я же не могу утверждать, что Владимир Жириновский мой друг, но я с ним и коров доил, и в бане был. Борис Немцов, которого уже нет, к сожалению, -- я не разделял его позицию, и он знал об этом, но когда его за какие-то нарушения посадили, я ему передачи носил. С Нонной Мордюковой мы были соседями. С Виктором Степановичем Черномырдиным  встречались часто, я бывал у него дома…  Таким образом, у меня много людей, с которыми я с удовольствием общаюсь по работе и в жизни.
Отметим, в «копилке» Александра Гамова есть  интервью  с Юнной  Мориц, которая очень не любит общаться с прессой, с Сергеем Степашиным – в разные годы, на разных должностях, первое интервью с Владимиром Путиным в 1999 году, когда он еще не был Президентом страны,  с поэтом Евгением Евтушенко, актером Владимиром Конкиным, композитором Евгением Крылатовым. Много лет Александр Петрович дружит с писателем Юрием Поляковым.
– У нас хорошие отношения, но я никогда не просил у своих героев ни квартир, ни денег, ни наград. Я люблю их, а они, думаю, любят меня. Я ангажирован моими героями, они мне как родственники, и когда они уходят из жизни, для меня это большая потеря, – признается Александр Гамов. – В своих интервью я пытаюсь показать людей такими, какие они есть, как они говорят. У меня даже были проблемы с корректурой, потому что материалы пытались править, считая, что  по-русски так говорить нельзя. И даже сам Черномырдин на меня обижался, говорил, что у него секретарша работает лучше, потому что выправляет его речь на правильный русский, а я – «что скажут, то и леплю». Но я все равно стараюсь сохранять особенности речи моих героев, их интонации, потому что тогда они остаются самобытными, а материалы получаются живыми и интересными.

Куда забросит журналистская судьба

Александр Гамов рассказал о своих поездках в Сирию, где ему довелось побывать незадолго до перемирия вместе с Иосифом Кобзоном и Валентиной Терешковой и встретиться с российскими  военными.
-- Я ощутил там очень сильное чувство патриотизма, с которым живут наши ребята, и это воодушевляет, хотя обстановка вокруг, конечно, была тяжелая. В голове сложно укладывается то, что видишь: апельсиновые деревья с яркими зрелыми плодами соседствуют с  блокпостами, мешками с песком, разрушенными зданиями в центре города, -- рассказывает Александр Гамов. -- Грустные поездки были у нас с Иосифом Кобзоном на  Донбасс, где он побывал шесть раз. Пустые улицы и города, разрушенные дома… Кобзон каждый раз плакал, потому что это его родина. Иосиф Давыдович всегда рассказывает, что 9 мая 1945 года он встретил в Славянске, куда как раз вернулся из Казахстана, где пережил войну. И город тогда был примерно таким же, каким стал сейчас.
Кобзон вообще человек легендарный, очень крепко держится, все время гастролирует, хотя ему в сентябре будет 79 лет. Еще ребенком, вскоре после войны, он дважды выступал перед Сталиным, исполнял песню Блантера «Летят перелетные птицы», а Сталин сидел в первом ряду в белом кителе и аплодировал.

О «дезах» и «утках»

С политическим обозревателем одной из крупнейших и старейших газет страны мы не могли не поговорить и о том, что западные журналисты уже не первый год усиленно создают образ русского врага и всячески стараются выставить нашу страну в невыгодном свете. Есть ли возможность этому противостоять?
– Вместе с Президентом Путиным я летал в Австралию на саммит G20, и тогда многие иностранные СМИ писали, что Путин рано улетел оттуда, якобы потому, что его плохо встретили. На самом деле Президент и не планировал оставаться до конца саммита, дата отъезда была назначена заранее, заказаны машины. Тем не менее газеты писали, что Путина все проигнорировали, и он даже завтракает один за столом. Однако он был в компании с руководителем другой страны, которого на фотографии не видно, потому что его перекрыл официант. И примеров подобных фальсификаций множество. Лжи надо противостоять, рассказывая правду. Например, о том «одиноком» завтраке мы в «Комсомолке» рассказывали, как все было на самом деле. Но, надо отметить,  сейчас все-таки настроение уже меняется, и  на западе снова появляется более правдивая информация о России.

Анна Симонова.


СПРАВОЧНО:
Александр Петрович Гамов родился 12 апреля 1954 года в г. Новотроицке Оренбургской области, здесь же учился в школе. Служил в армии. Закончил факультет журналистики Уральского госуниверситета. Работал на Орской и Оренбургской студиях телевидения, в областной газете «Южный Урал» (Оренбург), в центральной газете «Советская Россия», в издании «Вечерней Москвы» – газете «Вечерний клуб». С 1993 года – политический обозреватель газеты «Комсомольская правда». Лауреат премий Правительства России в области печатных СМИ, Союза журналистов России и Союза журналистов Москвы. Автор книг «Хотели как лучше... Девятнадцать вечеров с Виктором Черномырдиным, Или как рождались крылатые слова эпохи», «Непарадные портреты», «Где-то звенит капель…»,  в соавторстве с Любовью Моисеевой – «Иосиф Кобзон. Как прекрасно все, что с нами было...»,  «Прямая речь. В печать! В эфир! На сайт!».