Уже третий год в школе № 22 учащиеся младших классов учатся по новым стандартам начального общего образования второго поколения. Сейчас под программу попали уже 5 классов, а в 2010 году 1а класс был первым и единственным в городе, кто принял участие в эксперименте.
Три года назад к выбору экспериментального класса подошли очень серьезно. Большие требования предъявлялись, прежде всего, к учебному заведению. На тот момент наиболее оборудованной была именно школа №22, поэтому апробация нового образовательного стандарта стартовала именно здесь.
– Это сейчас ФГОС второго поколения введен во всех школах, – рассказывает директор учебного заведения Варвара Рудюк, -- а три года назад мы были первыми. Поэтому и педагог для эксперимента выбирался опытный, способный работать в новых условиях. Классным руководителем и наставником первоклашек стала учитель первой категории с 30-летним стажем Татьяна Королева. Сейчас эти дети учатся уже в третьем классе. Через год, когда они окончат младшую школу, результаты их учебы можно будет сравнить со всей параллелью. Однако уже сейчас их средние оценки по контрольным выше, чем у третьеклассников из других классов.
Основное отличие стандарта второго поколения – новый подход к образовательному процессу. В частности, организация дополнительных занятий во второй половине дня. Сразу стоит оговориться, что перегрузки для младшеклассников это не дает – в неделю на эти занятия отводится по 5 часов. Ребята занимаются танцами, плаванием, ходят в театральный и туристический кружки. Всего дополнительные занятия разделены на 5 направлений: исследовательское, общекультурное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное и так называемый «Час общения». За учебный год ребята посещают занятия по каждому из них.
Еще одно отличие – рейтинговая оценка знаний учащихся вместо привычной, балльной. Первые два года обучения оценки школьникам не ставятся, а у каждого ученика есть свой рейтинг, причем по каждому предмету. К примеру, по математике ребенок стоит в рейтинге на первом месте, а по русскому языку – в середине списка. На практике это разграничивает учеников с одинаковыми оценками. Если оба получили пятерку, то разницы нет никакой, а рейтинг показывает, кто лучше знает предмет, а кто хуже. Начиная с третьего класса, когда в образовательном процессе появляется оценочная система, конечный результат выявляется после того, как свой ответ ученик оценит сам, его одноклассники и учитель.
– Ребятам очень нравится ходить на дополнительные занятия, – рассказывает классный руководитель 3а класса Татьяна Королева, – поскольку не нужно ехать, к примеру, в бассейн или в танцевальную студию: все кружки находятся в школе. Родители это только поддерживают – ребенок занят, находится под присмотром. Весь класс и завтракает, и обедает в школе, поэтому дети во второй половине дня сыты. Ребят водят на экскурсии, мы сотрудничаем с музейно-выставочным комплексом и библиотеками, все педагоги дополнительного образования: тренер по плаванию, преподаватель танцев и другие -- приезжают в школу.
Дети уже оценили новые стандарты. В 3а классе сейчас есть и новенькие, но несколько детей учатся здесь с самого начала. Настя Лебедева, Аня Бородина и Кирилл Шевелев – в их числе.
– Ходить в кружки нам очень нравится, – говорят дети. – С этого года появились два новых – рукоделия и актерского мастерства, занятия сразу стали посещать многие одноклассники. Во втором классе ходили на плавание, тренировались в школьном бассейне. Это ведь не уроки, поэтому мы не устаем.
Организации дополнительных занятий также во многом помогают ЦРТДЮ, станция туризма и экскурсий, однако в ближайшем будущем может возникнуть проблема, связанная именно с нехваткой педагогов. Если три года назад первоклассники из школы № 22 были единственным в городе классом, обучающимся по новым стандартам, то теперь таких классов в Новотроицке несколько. В то же время в системе дополнительного образования специалистов не прибавилось. Поэтому пока не ясно, как они будут успевать во все школы.
Пока же школа № 22 – единственная, имеющая трехлетний опыт работы по новым стандартам. Именно поэтому к ее педагогам обращаются за опытом коллеги из других школ города и даже региона. На базе этого учебного заведения министерство образования области даже проводило пресс-тур, в рамках которого о школе был снят фильм, а учителя рассказывали о новшествах и делились наработками.
Марина МУРОМЦЕВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.