В Новотроицке 14 детей-инвалидов получают образование дистанционно. С началом нового учебного года еще 6 особенных детей с диагнозом ДЦП получили возможность заниматься, но теперь уже непосредственно в школе, наравне с другими сверстниками. Трое из них стали первоклассниками, двое учатся во втором классе и одна ученица – в пятом.
Такое стало возможным благодаря тому, что Новотроицк, кстати, единственный в области, вступил в программу «Доступная среда». Этот шаг потребовал не только дополнительных вложений и специальной подготовки школы-лицея №1, но и решимости со стороны родителей.
– Сначала мы испугались, что сын будет находиться среди обычных детей, но сейчас, наоборот, рады. Он получает общение, и надеемся, от этого только выиграет, – говорит мама первоклассника Андрея, Юлия Классен.
Первый месяц дался мальчику непросто. Но даже несмотря на то что устает, школу посещает с удовольствием.
Настя – ученица второго класса. Она старается успевать по всем предметам, и преподаватель Наталья Кондратьева уже отмечает ее успехи, особенно в чтении. Читает Настя охотно, с выражением и с хорошей скоростью.
Несомненно, для учителя, даже с большим опытом работы, появление в классе такого ученика – дополнительная нагрузка. Но как раз на это никто не жалуется. Для каждого особенного ребенка в школе составлена персональная развивающая программа, с детьми с ограниченными возможностями работает психолог, в классе к ним индивидуально подходят педагоги. Вот и сейчас, пока другие дети на физкультуре, педагог дополнительно занимается с Настей. Помогают особенным ученикам и одноклассники. Это тоже отмечают как сами ребята, которые еще только адаптируются в непривычных для себя условиях, так и их родители. Именно такое общение и позволяет детям с ограниченными возможностями забыть о своей исключительности.
Пятиклассница Валерия недавно приехала в Новотроицк из Братска, где уже училась в обычной школе. Причем училась только на «хорошо» и «отлично». Опыт общения со сверстниками у нее разный, в том числе и негативный.
-- Я немного не такая, как все, -- говорит Лера. – Не каждый это может понять, поэтому друзей у меня долгое время не было. Но здесь, в лицее, меня тепло встретили, я очень довольна. Ходить по этажам я могу, а если понадобится, мне помогут.
И все же свои сложности в организации нового дела есть. Пока сын на занятиях, Юлия Классен с первого до последнего урока ждет его в коридоре, и она не одинока. Самостоятельно отправиться в столовую, в туалет детям с ограниченными возможностями сложно, а порой, и невозможно. Учитель не в силах заниматься только с ними.
-- Для таких деток в школе нужны дополнительные специалисты: педагог-дефектолог, логопед, тьютор -- для сопровождения ребят, -- выражает общее мнение педагог-психолог лицея №1 Юлия Тарабрина.
В некоторых российских школах, которые тоже участвуют в программе «Доступная среда», они уже есть. У нас, в данном случае, первопроходцев в Оренбуржье, таких специалистов пока нет. Поэтому либо родители и бабушки сами дежурят и помогают своему ребенку, либо это делает психолог. Благо пандус в школе действительно соответствует нормам и специально оборудованная ГАЗель, которая привозит в школу и развозит ребят по домам, обеспечена подъемником. Но чтобы благое начинание имело свое продолжение, решать проблему сопровождения все же необходимо.
Фото Вадима МЯКШИНА.