Гвардеец труда. Новотроицк

Школьный учитель

Школьный учитель
Старая школа уходит в прошлое. На смену ей должна прийти современная: с компьютерными классами, дистанционным обучением, видеопрограммами, заменяющими чтение, с тестовыми экзаменами. Какое место в современной школе отводится учителю и каким он должен быть, школьный учитель эпохи информационных технологий, пока что просматривается с трудом. Ясно, что этот образ никак не вяжется с тем образом школьного учителя, который культивировался когда-то в старых добрых фильмах: «Доживем до понедельника», «Большая перемена», «4:0 в пользу Танечки» и других картинах. Зато в русской классической литературе нет ни одного известного на уровне типизации положительного образа школьного учителя. В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» смотритель учебных заведений Лука Лукич Хлопов – самый забитый и запуганный чиновник уездного города. А что за учителя преподают в этих учебных заведениях?  Городничий: ...То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне. Лука Лукич: Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал… Говорит: «Как хотите, для науки я жизни не пощажу». Городничий: Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек либо пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси. Лука Лукич: Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек (выделено мной). Впрочем, гоголевские персонажи, так же как и чеховский «Человек в футляре», кажутся безобидными чудаками на фоне «Учителя Гнуса» немецкого писателя Генриха Манна. А вот германский канцлер Бисмарк как-то заявил, что победу во франко-прусской войне «одержал прусский народный учитель». Имелось в виду, что прусская армия на тот момент была более образованна, нежели армия ее противника. Более того, прусские народные учителя воспитывали в немецких юношах чувство патриотизма, которое и сыграло роль в победе немцев над французами. По аналогии с Бисмарком философ и писатель А.А.Зиновьев не раз отмечал в своих книгах и интервью, что победу в Великой Отечественной войне «одержал советский десятиклассник», мотивируя свое высказывание тем, что в предвоенные годы системе образования в нашей стране уделялось первостепенное внимание. «Для всего мира советская школа 30-х годов была беспрецедентным явлением. Тогда удалось обучить миллионы людей. Причем советская школа не только давала хорошее образование. Она воспитывала на основе образования. В результате в конце 30-х годов армия стала пополняться молодыми людьми, имевшими среднее образование. Колоссально повысился интеллектуальный уровень призывников. Кроме того, была создана масса военных училищ и академий. А с началом войны подготовка офицерских кадров пошла в ускоренном варианте. Вчерашние десятиклассники очень быстро становились командирами Красной Армии. Зачастую более лучшими, нежели те, кто, не имея образования, уже много лет служил в армии. Из вчерашних десятиклассников стали рекрутироваться кадры для штабов, разведки. Ведь одной из причин поражения фашистской Германии стал возникший у нее в ходе войны дефицит офицерского состава. А наша армия, несмотря на огромные потери, дефицита в командном составе и штабных работниках не испытывала». Конечно, назначение школьного учителя не заключается только в том, чтобы воспитывать из своих учеников солдат и офицеров для будущих побед, хотя, согласимся, что это не так уж и мало. Школьный учитель дает своим ученикам «среднее» образование, включающее в себя основы знаний по всем необходимым предметам. Хороший учитель всегда находит время и возможности, чтобы подтянуть отстающих учеников до нужного уровня, а самым способным дать направление для самообразования. В биографиях великих людей часто подчеркивается их нелюбовь к «рутинной» системе школьного образования. В их жизни большую роль играли другие «университеты». Но чтобы возникло желание к познаниям, нужно все-таки знать основы, те самые, которые дает школьный учитель. Талантливый в своей области человек никогда не сможет быть хорошим учителем средней школы. Талант учителя математики заключается вовсе не в том, что он сам является великим математиком. Его талант – в умении ярко и доходчиво доносить до своих учеников азы математических знаний, закреплять в их душах те живые ростки, из которых потом вырастут огромные деревья. Это, прежде всего, талант организатора и воспитателя ума и души ребенка, талант ювелира, а не скульптора. Большой художник в лучшем случае дает своим ученикам дописывать детали одежды, в худшем – растирать и размешивать краски. Школьный учитель вместе со своим учеником старается нарисовать всю картину: шаг за шагом, мазок за мазком. Талантливый ученик обычно эту картину дорисовывает сам,   хороший ученик доводит картину вместе с учителем, который дает советы и делает замечания, средний ученик – при помощи учителя. Возможности у них будут разные, но знания предмета идентичные, так как процесс создания полотна они пройдут полностью.  Вы скажете, что в любом случае эта картина не будет шедевром. Кто знает? Ни Колумб, ни его спутники до конца дней своих не знали, что открыли новый континент. Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет и не знает. Ведь, по мнению китайских мудрецов, он указывает нам Путь.