Гвардеец труда. Новотроицк

Отпечатки времени и судьбы

Отпечатки времени и судьбы
В городском музейно-выставочном комплексе открыта юбилейная персональная выставка фоторепортера «Гвардейца труда» Виктора Шитина «Отпечатки времени и судьбы». На открытие пришли друзья и коллеги юбиляра, представители администрации города, предприятий и учреждений, работники городской газеты «Гвардеец труда» и многотиражной газеты «Металлург», фотохудожники и художники, литераторы и музыканты, любители художественной фотографии. Многих из присутствующих выставка касается напрямую, поскольку они являются героями фотографий, представленных в экспозиции. Юбиляра и его первую в жизни персональную выставку представила старший научный сотрудник музейно-выставочного комплекса Елена Фошина. Родился Виктор Михайлович 21 апреля 1950 года в Магнитогорске, где прошли его детские и школьные годы. В 1965 году семья Шитиных переехала в Новотроицк. Отец Михаил Филиппович – участник Великой Отечественной войны, работал в обжимном цехе. Мама Надежда Александровна – по профессии учитель. В Новотроицке Виктор окончил строительный техникум и пошел по стопам отца работать в обжимной цех, на участок нагревательных колодцев. Здесь он на собственном опыте убедился, что труд металлургов не только почетен, но и труден. Не случайно первыми героями его фотографий стали парни в рабочих спецовках. Нелегкое дело фотографии Виктор осваивал самоучкой, «академиев не кончал». Тем не менее определенная школа за его плечами была: несколько лет посещал фотоклуб «Гелиос» при Дворце культуры металлургов, руководил которым Евгений Александрович Щербаков. Учился у старших товарищей по ремеслу, у фотокорреспондентов городских газет и областной газеты «Южный Урал», у фоторепортеров ТАСС и центральных газет, которые приезжали в творческие командировки на Орско-Халиловский металлургический комбинат. Продолжает учиться и по сей день, поскольку, как и любой творческий человек, знает, что предела совершенству нет и не будет никогда. Хотя фотоснимки Виктора Шитина постоянно публиковались в городской и областной печати, к профессии фотокорреспондента он пришел не сразу. Несколько лет служил по контракту в группе советских войск в Германской демократической республике. И только вернувшись из Германии в Новотроицк, он начал работать фотокорреспондентом по восточному Оренбуржью в новой областной газете «Оренбуржье». Затем была работа в газете «Металлург», и вот уже десять лет, как он трудится в городской газете «Гвардеец труда». С юбилеем и открытием выставки В.М.Шитина поздравили глава города Новотроицка Андрей Александрович Великанов, председатель комитета по культуре Виктор Антонович Штарк, директор городского музейно-выставочного комплекса Ирина Алексеевна Фурсова, редактор городской газеты «Гвардеец труда» Сергей Петрович Мясников, директор художественной школы Светлана Геннадьевна Ермакович, художник Виктор Николаевич Шапочкин, член Союза писателей России Александр Матвеевич Цирлинсон и многие другие. Напутственные слова сыну в стихах высказал Михаил Филиппович Шитин. С небольшой концертной программой выступила солистка Олеся Христолюбова, одна из героинь фотовыставки Виктора Шитина. Поскольку фотовыставка формировалась на моих глазах, хочу несколько слов сказать о самой экспозиции с учетом мнений и высказываний всех, кто говорил на открытии и о самом юбиляре, и о его творчестве. Начну с названия, в котором слышится и слово «печать», указывающее напрямую о профессии юбиляра, и просматривается то время, когда фотоснимки действительно печатали, проявляя и закрепляя на фотобумаге. Об этом сложном процессе с ностальгическими нотками вспоминал фотокорреспондент газеты «Металлург» Вадим Мякшин. «Конечно, с появлением цифровой печати работа фотографа сильно облегчилась, – сказал Вадим, – но мне посчастливилось наблюдать за Виктором Михайловичем в те годы, когда настоящий фотохудожник должен был быть магом и чародеем, чтобы добиться великолепного результата. Тогда не было возможности нащелкать десятки дублей для одного снимка, нужно было беречь и пленку и бумагу, да и сам процесс изготовления фотоснимков был гораздо сложнее. Меня всегда поражало, как умел Виктор Михайлович точно выбрать ракурс и составить композицию во время съемки, и все-таки главный процесс волшебства начинался во время проявления фотографии. До сих пор помню руки мастера, мелькавшие под лучом увеличителя, как сжимались и разжимались его пальцы, распределяя на фото тени и свет, как он при помощи этих манипуляций добивался определенного контраста, резкости и выразительности снимков». Да, технические возможности фотографии увеличились, и все-таки элемент волшебства и мастерства не устранился. И сегодня фотохудожнику приходится немало колдовать над фотографиями и при съемке, и при обработке, чтобы они стали настоящими отпечатками времени и судьбы. Экспозиция Виктора Шитина вместила около 150 фотографий, отобранных из тысяч снимков. Процесс этот происходил довольно мучительно, если учитывать особенную самокритичность художника. Тут самое время сказать спасибо жене Виктора – Татьяне. Только благодаря ее поддержке, настойчивости и выдержке эта выставка была сформирована. Как и в старые времена, переход количества в качество потребовал большой затраты физических и душевных сил. Если раньше яркие и талантливые фотографии как бы сами собой отбирались и откладывались в процессе многолетней работы, то сегодня лучшие снимки приходится отбирать из десятков идентичных, вполне профессиональных работ. Легче все-таки выковыривать изюминки из булки, чем выискивать эти «изюминки» из кучи самого изюма. Юбилейная выставка Виктора Шитина сформирована по страницам городской газеты «Гвардеец труда». Большинство снимков представляет рабочий материал для газеты. Этот материал на сегодняшний день огромен, в нем вольно или невольно сказывается ежедневная конвейерная гонка. Я уже как-то писал о том, что фотокорреспондент – это самый зависимый от заданий редакции человек. Ведь его основная обязанность – создавать фотоиллюстрации к материалам журналистов. И только за рамками основных обязанностей он может проявлять творческую свободу. Увы, нашему герою эту самую творческую свободу приходится проявлять часто в рамках самих должностных обязанностей. Как ему это удается, уму непостижимо. «Служенье муз не терпит суеты». С «шедеврами» в рабочем ритме большая напряженка. И в этом плане юбилейная выставка В.М.Шитина – это большая удача, которая, тем не менее, исходит из настоящего мастерства и творческого подхода к повседневной работе. Экспозиция вместила в себя многие грани жизни Новотроицка, который в этом году отмечает свой 65-летний юбилей. В ней широко представлены город и люди, ветераны войны и труда, руководители ведущих предприятий, представители многочисленных рабочих профессий. Виды города и его предприятий,  снятые  с   дельтоплана, родная природа, городские улицы и дома, прекрасные женские образы, культура и спорт, уникальные художественные фотографии из серии «Есть только миг». Таких фотографий, естественно, не так уж и много, но ведь, как известно, даже знаменитому чародею Фаусту удалось остановить прекрасное мгновенье только ценой собственной жизни.     Выше уже отмечалось, что фотовыставка «Отпечатки времени и судьбы» –   первая персональная выставка мастера за долгие годы работы. И дело не только в личной скромности художника, о которой говорили многие из пришедших на открытие, тем более что скромность сегодня не в моде. Тут речь идет о большой требовательности к своему творчеству, о поиске таких высот в искусстве, откуда можно рукой достать путеводную звезду. Таких высот удается достигнуть не многим. Как сказал художник Анатолий Петрович Кашигин, тоже пришедший на открытие выставки: «Настоящих талантливых работ не должно быть много». Не просто «много не бывает», а «не должно быть много». Но, к счастью, у В.М.Шитина такие работы есть. Мы еще раз поздравляем Виктора Михайловича с юбилеем. Пусть пожеланием ему станут эти стихи: Твори, художник, веря и любя, Пусть не пройдет краса земная мимо. Порой так трудно выразить себя, Так трудно, да, но так необходимо.