Гвардеец труда. Новотроицк

«В зеркальном зале времени»

«В зеркальном  зале времени»
Новая книга новотроицкой поэтессы Валентины Хромовой «Зеркала», включающая в себя избранные стихотворения 2007-2011 годов, десятая по счёту в её творчестве за последние пять лет. 10 книг, около двух тысяч стихотворений. Согласитесь, такой поэтический феномен требует серьёзного осмысления. Каждый творческий человек, знающий, как порой мучительно рождаются произведения (в поэзии, в музыке, в живописи), тут же задаётся вопросом: а в какой мере количество данных стихотворений соответствует их качеству? Сделать такой анализ невозможно, поскольку и сама поэтесса не разделяет, не может  различить свои взлёты и падения. Ей присуще цикличное мышление, когда одной теме посвящены десятки стихотворений. Понятно, что при таком подходе разбор отдельных произведений --  занятие неблагодарное. Что такое книга «Зеркала» в целом, в чём её глубинный смысл и что удалось сохранить от большого замысла, а что от него же потеряно? Зеркала в нашей жизни имеют много значений. Это и отражение действительности, недаром писал Стендаль, что «роман – это зеркало на большой дороге». Это и мистика зазеркалья. Это и отражение души человека, если речь идёт о внутреннем зеркале. Это и категория совести. И многое другое. Справиться с таким замыслом очень сложно. С одной стороны, тематика  обширная, и в принципе книга может включать в себя самые разные темы, отражённые в зеркале времени. По этому пути и идёт автор, объединив в сборнике избранные стихотворения, написанные за последние пять лет. Тут и стихи о России, исторические выкладки (стихотворение «Столыпин»), философские стихи, стихи о природе, лирика, стихи об искусстве («Танец живота»), даже тема НЛО не забыта. Но, с другой стороны, насколько всё это вяжется с главной идеей книги, выраженной в её последнем стихотворении: О время! Ты тоже, ты тоже Само на себя непохоже. И зеркало, как водоём, Нас видит с тобою вдвоём. Какое ты, время, какое? Не знаю ни сна, ни покоя, Но вижу пока лишь детали, Что ликом портретным не стали. Умом не постичь, не понять Тебя и, быть может, меня. Но общие наши черты С зеркальной видны высоты. Действительно, постичь время и человека в его потоке очень сложно, и совершенно верно сказано, что отдельные «детали» «ликом портретным не стали». Но какие «общие наши черты с зеркальной видны высоты»? В книге всё это размыто, и последние строчки я могу рассматривать лишь как пожелание. Трудно собрать из зеркальных осколков общую картину. Но дело не только в замысле, но и в том, как он выражается в художественном отношении. Я не раз писал об этом и готов повторить, что провинциальная культура, на мой взгляд, в потенциале гораздо выше столичной, где преобладает массовая культура. Только здесь сохранилось серьёзное отношение к искусству, к творчеству. Только здесь отсутствует меркантильность по отношению к результатам творчества. К сожалению, и последний оплот культуры можно разрушить своеобразной гордостью самодостаточности, не- подвластной  критическому анализу, не настроенной на преодоление самого себя, на стремление к вершинам творчества. Исходя из этого, я сразу должен оговориться, что пишу не критическую, в смысле «разгромную», статью о творчестве уважаемой мною поэтессы, а пытаюсь провести обычный критический анализ книги, которая могла бы быть лучше, если бы желание выплеснуть себя целиком не преобладало над стремлением достичь художественной высоты хотя бы в отдельных стихах. Например, в таких: В зеркальном зале времени Ищу себя потерянно… Если поиски в этом направлении будут продолжаться, то автор обязательно найдёт и себя, и свой путь к настоящему творчеству. Анатолий ТЕПЛЯШИН.