Владелец электросамоката: пешеход или водитель?
- Общество
- 22-06-2023 04:43
У старшего поколения самокат ассоциируется с детским колесным транспортом, на котором безобидно гоняли во дворах советские мальчишки и девчонки. Спустя десятилетия ситуация изменилась, и сегодня самокат – это средство передвижения, оснащенное электродвигателем, который может различаться объемом и мощностью, способностью развивать максимальную скорость.
О том, какую ответственность принимает на себя человек, решивший приобрести электросамокат или электровелосипед, поговорим с мировым судьей судебного участка № 4 Новотроицка Григорием Родионовым.
– Григорий Олегович, человек, управляющий электросамокатом, – пешеход или водитель?
– С 1 марта 2023 года в Правилах дорожного движения появился новый вид транспортного средства – средство индивидуальной мобильности (СИМ). К таким средствам отнесены электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства. Управляя любым из этих средств, вы становитесь полноценным участником дорожного движения, и Правила дорожного движения для вас – это документ, который вы обязаны знать и исполнять.
– Какие основные правила движения существуют для водителей средств индивидуальной мобильности?
– Лица, использующие для передвижения средство индивидуальной мобильности, могут двигаться по велосипедной или велопешеходной дорожкам и полосе для велосипедистов на проезжей части. В случае если отсутствует велосипедная или велопешеходная дорожка, либо возможность двигаться по ним, а масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг, допускается движение по тротуару и пешеходной дорожке. Можно ехать по правому краю проезжей части дороги, если самокат оборудован тормозной системой, звуковым сигналом и световозвращателями, а разрешенная скорость движения транспортных средств по дороге не превышает 60 км/ч.
Выезд на проезжую часть запрещен для лиц в возрасте до 14 лет. Движение лиц в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Движение лиц, использующих средство индивидуальной мобильности, разрешено со скоростью не более 25 км/ч.
За нарушение Правил дорожного движения человек, управлявший средством индивидуальной мобильности, может быть привлечен к административной ответственности.
Обычные самокаты и роликовые коньки к средствам индивидуальной мобильности не относятся.
– Нужно ли иметь водительское удостоверение для использования средств индивидуальной мобильности?
– Некоторые модели, представленные на рынке электросамокатов и электровелосипедов, не уступают по своим характеристикам мопедам, мотоциклам. И именно они нередко становятся участниками серьезных дорожно-транспортных происшествий.
Приняв решение приобрести электросамокат или электровелосипед, первое, что нужно сделать покупателю, это заглянуть в инструкцию.
Электросамокаты (электровелосипеды), имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, оснащенные электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, по своим техническим характеристикам находятся в пределах значений для мопеда и, таким образом, приравниваются к транспортным средствам.
Конструктивные и технические особенности таких средств передвижения предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан, поэтому на управление такими транспортными средствами предоставляется специальное право, которое должно быть подтверждено водительским удостоверением категории «М». Управлять транспортными средствами категории «М» также могут и водители, у которых нет категории «М», но есть любая другая категория водительских прав. Получить права категории «М» возможно с 16 лет.
– Получается, что, приобретая электросамокат или электровелосипед с техническими характеристиками, как у мопеда, человек автоматически становится водителем со всеми его обязанностями и ответственностью?
– Совершенно верно. За нарушение правил дорожного движения, а именно за управление транспортным средством лицом, не имеющим такого права, а также за управление в состоянии опьянения, либо за отказ от выполнения законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении освидетельствования на состояние опьянения, водители электросамокатов, электровелосипедов могут быть привлечены к административной, а в предусмотренных законом случаях и уголовной ответственности, наравне с лицами, управляющими автомобилями и другими транспортными средствами.
– Имеются ли случаи привлечения к ответственности водителей электросамокатов в нашем городе?
– Такие случаи, к сожалению, есть. За пять месяцев этого года мировые судьи Новотроицка к административной ответственности привлекли трех новотройчан, управлявших электросамокатом при наличии признаков опьянения и отказавшихся выполнить законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При этом права на управление электросамокатом, равным по своим характеристикам мопеду, у них не было. Один житель города привлечен к ответственности за то, что сел за руль электросамоката, будучи лишенным права управления транспортными средствами.
Так, 39-летний новотройчанин, которого суд лишил водительских прав за управление автомобилем в состоянии опьянения, пересел на электросамокат, полагая, что для управления самокатом специального права не требуется, поскольку он относится к средствам индивидуальной мобильности. В судебном заседании было установлено, что электросамокат оснащен электродвигателем мощностью 1 кВт, то есть по своим характеристикам относится к мопедам, право на управление которыми должно быть подтверждено водительским удостоверением для транспортных средств категории «М», которого у мужчины не было. Итоговое решение – административное наказание в виде обязательных работ на срок 100 часов.
А вот трое жителей Новотроицка, управлявших электросамокатом, не имея прав, с признаками опьянения и отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования, привлечены к административной ответственности в виде ареста на 10 суток. Все трое говорили о том, что не знали о мощности двигателя, о необходимости специального права на управление, в связи с чем не предполагали, что могут быть привлечены к административной ответственности.
В связи с этим хочется еще раз напомнить, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Ольга Боева.
Последние новости
-
04-12-2024
В Новотроицке 5 декабря на четырех улицах из-за ремонта временно отключат воду
-
04-12-2024
Более 31 миллиарда рублей выплачено пострадавшим от паводка оренбуржцам
-
04-12-2024
На участке трассы от Орска до Башкирии 4 декабря временно закроют движение
-
04-12-2024
Более 400 литров нелегального алкоголя изъяли в области за месяц
-
03-12-2024
В пятёрку лучших в стране региональных отделений движения «Юнармия» вошло и Оренбургское