Гвардеец труда. Новотроицк

Успенские праздники: их значение и происхождение

В течение Успенского поста Церковь отмечает череду праздников, посвящённых Спасителю. В народе эти праздники связаны с проводами лета и освящением плодов нового урожая. Это три спаса: медовый – 14 августа, яблочный – 19 августа и ореховый – 29 августа. Дата каждого праздника из года в год остаётся неизменной. Все три спаса связаны с Иисусом Христом и Его деяниями. Ведь слово Спас – сокращённая форма от слова Спаситель. Но необходимо понимать, что название и народная традиция освящения мёда и плодов не должны подменять суть церковных праздников, которые отмечаются в эти дни.

Успенские праздники: их значение и происхождение

Первый праздник – это происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Он был установлен в 9 веке в Константинополе, ныне Стамбуле. Дело в том, что в августе, в самом жарком месяце, особенно распространялись болезни. И в Константинополе существовал обычай носить крест по улицам и дорогам, как бы преграждая путь болезням. Накануне праздника драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы Голгофского креста, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Византийской империи, храм святой Софии, и полагали на престол. Им освящали воду для исцеления болезней, люди прикладывались к кресту, пили освящённую им воду и получали долгожданное здоровье. 

Второй – это праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В 1165 году великий князь Андрей Боголюбский предпринял поход против Поволжских булгар, теснивших угнетённых жителей Ростовской и Суздальской земель. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой чудотворную Владимирскую икону Богородицы. Перед сражением благочестивый князь вместе с войском усердно молился перед святынями. Булгары были разбиты. Одержав победу, отслужили благодарственный молебен, во время которого от иконы Божьей Матери стали исходить лучи яркого света, освятившие всё войско. По преданию, именно в тот же день Византийским императором Мануилом была одержана победа над Сарацинами, и также огромные огненные лучи исходили от находившейся в войске иконы Спасителя. В память об этих чудесных победах и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Третий праздник связан с памятью семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла.

Иерей Евгений Селиверстов, 
пресс-служба Новотроицкого благочиния.