Это великий праздник, святой день. Мерцает звездами ночное небо над Вифлеемом... А мы вместе с пастухами слышим ангельское пение, видим ангела-благовестника и радуемся рождению чудесного Отрочати. Но радость наша тихая, христианская.
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. В храме совершается служение Божественной Литургии. Посреди храма, там, где обычно выставляется праздничная икона, стоит устроенная из еловых веточек, усыпанная звездочками пещерка. Может быть, для того, чтобы лучше приблизиться к великой тайне?
Чтобы достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, Церковь установила время подготовки -- Рождественский пост. Во время всего поста следует воздерживаться от праздности - ведь настоящий праздник впереди. Последняя неделя перед Рождеством имеет своим прообразом Страстную седмицу.
Канун Рождества -- Сочельник... Ожидание достигло своего апогея. Наступает время первого дня Рождества. Но пост пока не отменяется. Главным и ритуальным блюдом у православных считается предрождественское кушанье -- "сочиво". Именно оно дало название кануну Рождества -- Сочельнику. "Сочивом" называли на Руси сваренные с медом зерна пшеницы. И это не просто обычай. Как все, что освящено церковной традицией, трапеза сочельника имеет свое глубокое символическое значение. Ведь зерно -- это евангельский образ смерти и воскресения.
На следующий день начинались веселье и разгул -- святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, гадали. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами.
Праздник светлого дня Рождества Христова вернулся на Русь и с 1991 года стал "настоящим" праздником - Постановлением Верховного Совета РСФСР день 7 января объявлен выходным.