Гвардеец труда. Новотроицк

«Школа ухода» научит профессиональным навыкам обслуживания больных в домашних условиях

Тринадцать горожан уже прошли обучение в «Школе ухода», которая действует в Новотроицком психоневрологическом интернате.  Люди узнали, как правильно заботиться о тяжелобольных маломобильных гражданах.

«Школа ухода» научит профессиональным навыкам обслуживания больных в домашних условиях

В настоящее время в Школе обучаются еще двое. В роли наставников – медицинский персонал, воспитатели и психолог ПНИ. Возглавляет работу «Школы ухода» директор Новотроицкого психоневрологического интерната Игорь Мелентьев.

Базовые навыки ухода

«Школа ухода» была создана весной 2022 года в рамках национального проекта «Демография». Ее центральная задача – обучить базовым навыкам ухода за тяжелобольными маломобильными людьми тех, кто не имеет специального образования. Координационную работу ведёт главная медицинская сестра Светлана Кудашева.

– Этот вопрос весьма актуален, – говорит Светлана Борисовна. – Ведь никто не может быть застрахован от того, что его родственник не потеряет здоровье, не окажется прикованным к постели. Умыть лежачего человека, накормить его, переодеть, должным образом обустроить его окружение – согласитесь, далекий от медицины и социального обслуживания человек просто не имеет таких навыков. Отсюда – ощущение беспомощности, волнение и даже чувство вины за то, что он не может эффективно заботиться о близком.

Помогая человеку освоить базовые навыки ухода, мы одновременно улучшаем и его собственное психологическое состояние.


Теория и практика

Когда в 2022 году в Новотроицком психоневрологическом интернате открылась «Школа ухода», здесь была оборудована специальная палата. На федеральные средства приобретены современная функциональная кровать, костыли, инвалидная коляска, тренажер для восстановления мелкой моторики рук, а также большой объем расходного материала.

– Отдельно стоит сказать о манекене взрослого человека, который является основным тренажером для обучающихся, – продолжает Светлана Борисовна. – Именно на нем обучающиеся отрабатывают навыки ухода за тяжелобольными. Например, под руководством наставников моют, чистят зубы, кормят, переодевают. Конструкция манекена такова, что его «физиология» максимально приближена к человеческой. Аналогичные манекены используются в учебных заведениях, готовящих профессиональных медиков.

Обучение ведется по таким направлениям, как организация быта, личная гигиена, питание, транспортировка и перекладывание, профилактика пролежней и гипотрофии мышц, использование технических средств реабилитации и психологические аспекты.

В многопрофильную бригаду наставников входит средний и младший медицинский персонал, воспитатели, психолог. Причем состав наставнической группы жестко не определен: вести занятия могут буквально все сотрудники из названных категорий. Это, кстати, повышает эффективность обучения, поскольку каждый готов поделиться со слушателями еще и личными наработками, своим собственным опытом.

Индивидуальный подход

Как сообщает Светлана Кудашева, для каждого обучающегося предназначено восемь занятий по тридцать минут.

– Процесс обучения выстраивается с учетом пожеланий, – объясняет она. – В первую очередь это касается графика: занятия можно проводить два раза или один раз в месяц, можно сделать перерыв, если человек, скажем, уезжает в отпуск, в командировку или занят на работе.

Так называемого среднестатистического слушателя «Школы ухода» определить сложно: за обретением специальных навыков ухода в психоневрологический интернат обращаются и мужчины, и женщины разных возрастов. Большинство из них ухаживают за больными престарелыми родителями.

По завершении программы эти люди благодарят сотрудников интерната, отмечают, что им стало легче помогать близким, а самое главное – они замечают улучшение состояния родственников.

По всем интересующим вопросам необходимо обращаться по телефону – 8(3537)-64-29-00, электронный адрес – ipnnt@mail.orb.ru.