Гвардеец труда. Новотроицк

«Как прекрасно всё, что с нами было…»

«Как прекрасно всё, что с нами было…»
К 75-летию народного артиста СССР И. Кобзона «Издательский дом «Комсомольская правда» выпустил книгу «Как прекрасно всё, что с нами было…». Её авторы – политический обозреватель газеты, наш земляк Александр Гамов и его супруга Любовь Моисеева. У коллектива этого печатного издания к Иосифу Давыдовичу особое отношение. Так исторически сложилось. Недаром книга начинается с таких слов: «По большому счету он никогда не рас­ставался с «Комсомолкой». А «Комсомолка» – с ним. Полистаешь старые подшивки на­шей газеты... Что ни съезд комсомола, что ни экспедиция на БАМ  –  то Кобзон!» Это не биография, в привычном понимании слова, не повествование от третьего лица. Это, скорее, развёрнутое интервью, переходящее в доверительную беседу. Искренние, откровенные ответы, вытекающие из них спонтанные вопросы. Потому у читателя не возникает ощущения подготовленности, излишней продуманности. А темы – самые разные. Ведь И.Кобзону – человеку с особенной судьбой – есть о чём рассказать, чем поделиться: светлые и тяжёлые воспоминания, размышления о жизни, профессии, точнее, призвании, встречах с удивительными людьми. В издание вошли  в том числе и фрагменты прямых эфиров радио и телевидения «Комсомольской правды», в которых уже на протяжении трех лет, в преддверии 9 Мая, принимает участие Иосиф Давыдович. Он отвечает на звонки зрителей и слушателей, исполняет военные песни, рассказывает о детстве, в котором тоже была Великая Отечественная. « – Вас же в войну приютила узбекская семья, да? – Да, в Янгиюле, в маленьком городе под Ташкентом, мы жили в простой узбекской семье. У них было своих 8 детей и нас – 7 человек. На всех  – маленький мазаный дом. И все помещались. На полу раскладывались циновки, тюфяки, и мы все штабелями ложились спать.  И делились друг с другом тем, у кого что было. Когда маме удавалось принести лепешку или что-то ещё – делили на всех. Вспоминаю первое пирожное после войны – кусочек черного хлеба с сахарной подушкой. Мы голодали, но мы любили свою страну, мы любили народ-победитель. Этот народ-победитель был интернациональным, многонациональным. Это были и народы Средней Азии, и Кавказа, и Закавказья. Это были народы Украины, Белоруссии, Молдавии. Это была великая держава».  Иосиф Давыдович, как известно, поёт с детства. И вот, оказывается, уже тогда в зрительном зале находились почётные гости. «Я выступал перед Сталиным» – подзаголовок в книге, а под ним  выясненные подробности о таком значимом для юного артиста событии. « – В середине 40-х я пел в Кремлевском теа­тре. Это был заключительный концерт школь­ной художественной самодеятельности. И я представлял Украину. Сталин, как сейчас пом­ню, сидел в правой ложе в белом кителе. – И что же вы Сталину пели? – Я пел не ему – там был полный зал народу. В первый раз я пел «Летят перелетные птицы» Матвея Блантера, а во второй раз, в 48-м, – песню «Пшеница золотая» того же автора. – Как вождь реагировал? – Он улыбался. Он очень любил детей...». Книга Александра Гамова насыщена фотографиями. Чёрно-белые – напоминание о далёком прошлом. Вот из 40-го года на нас смотрит ещё совсем маленький Ося, а рядом – уже подросший пионер, трогательная семейная фотокарточка, на следующей Иосиф – студент горного техникума, листаем дальше – рядовой Кобзон на службе в армии, через несколько лет – он уже студент института им. Гнесиных. 60-е годы: на сцене молодой певец – первые гастроли. Есть среди многих и фотография артиста в начале 70-х годов – это время съёмок кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Тут же Иосиф Давыдович, спустя три десятилетия, поздравляет Т.Лиознову (режиссёра фильма) с 80-летним юбилеем. Яркий, выразительный снимок, сразу видно, отношения между народным артистом и этой «строгой женщиной» (как называет её Иосиф Давыдович) самые что ни на есть тёплые. Но, как выясняется, совместная работа над записью «Песни о далёкой родине» и «Не думай о секундах свысока», без которых невозможно представить этот фильм, оказалась для певца непростым испытанием. О том, как это было, И. Кобзон рассказывает со станиц книги. «… И мне стали показывать кадры с Тихоновым. Притом не разговорные кадры, а просто его образ. Я спросил: «Что это?» Она: «Не что, а кто. Это Тихонов. В данном случае он играет разведчика советского, Штирлица. И когда вы будете пытаться петь эти песни, подумайте о том, что их поет не Кобзон, а поет их Штирлиц». Я говорю: «Знаете, может, вам лучше при­гласить какого-нибудь драматического ар­тиста?» Она: «А вы мне не советуйте! Я сама вам буду советовать». И я начал петь. Господи, как она надо мной издевалась! «Да нет, опять этот Кобзон лезет мне на уши! Не нужен мне Кобзон, я сказала!» Я стал уже психовать. Но все же я терпел. Делал невероятное ко­личество дублей, пока сам себя не перестал узнавать. И тут она говорит: «Ну, это что-то похожее...». Всего же книга включает в себя более 60 разноплановых фотографий, большая часть – из семейного альбома артиста, их стоит увидеть, они о многом говорят. Вот Иосиф Давыдович в кадре с композитором А. Пахмутовой. Невозможно не улыбнуться им в ответ – такой добротой веет от этого снимка, сделанного ещё в 80-е годы. В этой главе – разговор об истории песен, о замечательных, талантливых людях, с которыми Иосифу Давыдовичу посчастливилось работать и дружить. « – Я застал эпоху ренессанса в песне, эпоху, в которой работали такие выдающиеся мастера, начиная от Исаака Дунаевского, Василия Соловьева-Седого, Михаила Блантера и продолжая Марком Фрадкиным, Яном Френкелем... Я застал то время, когда еще продолжали писать фронтовые поэты – Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Лев Ошанин. Какой тогда был богатый песенный жанр! Слава богу, живы Александра Пахмутова, Оскар Фельцман, Андрей Эшпай. Ну и все. Где выдающиеся молодые поэты и композиторы, которые так бы прославляли Отечество?» «Однажды не совсем добрые журналисты написали в своей газете об участниках концерта, посвященного Дню Победы, где я тоже пел песни ретро, песни войны: «Собрался один нафталин». Я тут же ответил: «Я не отказываюсь от этой привилегии, я действительно себя считаю нафталином. Кто-то же должен с молью бороться». Вот и мы боремся...». Ещё одна фотография  – и  ещё одна сторона жизни И.Кобзона. Народный артист одет в национальный бурятский костюм. Здесь, в Забайкалье, он в рабочей командировке в качестве депутата Государственной Думы. Иосиф Давыдович уже 5-й созыв представляет в парламенте интересы жителей Агинского Бурятского округа. Конечно же, авторы книги уделили внимание и этой сфере деятельности И. Кобзона. « – А вам-то это для чего вообще нужно? – Вы не первые задаете такой вопрос. – Такое ощущение, что вы, хоть и самодостаточный человек и многого в жизни достигли, чего-то не успели, не достроили, что ли... И вот стараетесь теперь наверстать.    – Да, это отнимает массу времени. А ведь у меня семь внуков, они вырастают, с ними все   интереснее   и  интереснее   общаться. А времени все меньше и меньше у меня... Но вы видели, как ко мне относятся здесь люди? – Они встают, когда вы появляетесь. – Какое я испытываю удовлетворение, когда сюда приезжаю! Для меня это праздник. – Так и в Москве встают. И в Москве вас так принимают. – В Москве меня принимают как артиста. – А здесь? – А здесь – как человека. За все сильные мои поступки, за образ жизни. Я нашел свою Ангару, я нашел свой Агинский Бурятский округ. Я нашел тех людей, которые, даже когда мне плохо, я приезжаю сюда, – они меня поддерживают всячески. Поэтому я еще допою, я еще доскажу, я еще попытаюсь что-то сделать полезное...». И это лишь немногие фрагменты из в общем-то уникальной книги, которая, кстати сказать, дополнена двумя дисками. Первый – фильм-исповедь «Я ещё допою…», также подготовленный журналистами «Комсомольской правды». На втором диске – записи любимых песен Иосифа Давыдовича и его близких «Куплеты семейного счастья». Думается, книга непременно найдёт отклик в душах читателей, как тех, кому уже на протяжении многих лет песни И.Кобзона «строить и жить помогают», так и людей, до сих пор мало что знающих об этом человеке-легенде. Ведь «Как прекрасно всё, что с нами было…» – это разговор о творчестве, работе, большой любимой и любящей семье, о том, что тревожит и радует, вдохновляет и наполняет смыслом жизнь поистине народного артиста и по-настоящему достойного человека Иосифа Давыдовича Кобзона.  Наталья МЯСНИКОВА. Фото Вадима МЯКШИНА. Справка ГТ Александр Петрович Гамов родился 12 апреля 1954 года в Новотроицке. Служил в армии. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета. Путь в журналистику начинал в городской газете «Гвардеец труда», где публиковались его первые материалы. Работал на орской и оренбургской студиях телевидения, в газете «Советская Россия». С 1993 года – политический обозреватель газеты «Комсомольская правда». Лауреат премий Союза журналистов России и Союза журналистов Москвы.  А.Гамов - автор книги «Хотели как лучше… Девятнадцать вечеров с Виктором Черномырдиным, или Как рождались крылатые слова эпохи», «Непарадные портреты», «Где-то звенит капель…».  Кстати, несколько экземпляров книги об И.Кобзоне переданы автором в городскую библиотеку.