Гвардеец труда. Новотроицк

Хранитель истории

Хранитель истории
«Хранитель истории» – не только заголовок газетной статьи, но и название номинации областного конкурса среди педагогов, победителем которой стала учитель русского языка и литературы школы №5 села Пригорное Валентина Архиповна Васильева. Это хороший повод сделать ее гостем «Гвардейца труда», узнать об этом человеке побольше. – Валентина Архиповна, какого вы роду-племени, давно ли живете в поселке? – Родилась я в рабочей семье в Ташкенте, где было четверо детей. Окончила Ташкентский университет и работала в школе, 25 лет преподавала русский язык и литературу. В период перестройки вынуждена была покинуть родные места. В Новотроицк, где уже жили две сестры, приехала сначала на разведку. В гороно мне предложили сельскую школу №5, я согласилась и в 1993 году вместе с сыном переехала сюда окончательно. – Есть чувство удовлетворения от того,  что пустили корни здесь, на оренбургской земле? – Конечно. Я много лет отдала другому государству. Надо поработать и на Россию. Сейчас уже привыкла к людям, они привыкли ко мне, признали за свою. – Валентина Архиповна, почему в учителя пошли? – Любила язык и литературу, много читала, сама пыталась писать. Любила творчество. Это моя стихия. А может, что-то наследственное заговорило. У меня дядя Тарас Михайлович был талантливым учителем, уважаемым человеком, работал в Башкирии, основал в селе школу и был ее директором. Он погиб в первые годы войны. У меня была очень хорошая учительница. Кстати, недавно через Интернет нашла ее сына, теперь мы поддерживаем с ним связь. – А как пришли в краеведение? – История мне тоже всегда была интересна. Если литература формирует личность, то история и краеведение развивают историческую память. По своему внутреннему содержанию эти области знания очень близки. Они естественно укладываются в рамки музейного дела, которое мне очень нравится. В Ташкенте я создавала школьный музей, так что опыт работы был. И когда я пришла в школу № 5, познакомилась с ее историей и историей села, захотелось собрать материальные свидетельства тех лет. Начинала не на голом месте, бывший директор Галина Евгеньевна Покосенко уже собирала первые экспонаты для музейной комнаты. Я продолжила ее дело. – С чего начинался ваш музей? – Поводом стала 65-я годовщина Великой Победы. Нужно было сделать стенды о ветеранах фронта и тыла к празднику, который проводился в школе, ведь клуба в поселке нет. Прошли с ребятами по домам, поговорили  с ветеранами, вдовами, их соседями, собрали фотографии, какие у кого были, – большие, маленькие с военных  билетов. Глава администрации поселка Николай Николаевич Николаенко помог увеличить их – получилось три стенда, чуть позже сделали экспозицию о воинах-афганцах (их у нас четверо) и участниках двух чеченских войн.  Это были первые экспонаты нашего музея. Поначалу к нашему начинанию люди отнеслись очень настороженно: да зачем вам все это, все равно выбросите потом все фотографии. А когда наша ученица смонтировала слайд-фильм и мы его показали на одном из очередных праздников, лед недоверия был растоплен. С какой радостью и болью эти пережившие труднейшие годы люди узнавали на экране себя, своих родных, близких, друзей, знакомых. И тогда они понесли в музей старые фотографии, письма с фронта, благодарности командования, награды. Сегодня у нас, я считаю, очень неплохая коллекция боевых и трудовых наград. Музей пополнялся экспонатами, появлялись новые экспозиции – об истории села, школы, передовиках производства. С помощью старожилов, учащихся, родителей мы оформили небольшой этнографический уголок – стилизованную деревенскую избу со всеми атрибутами: русской печкой, ступой и пестом, утюгом, старым патефоном и набором пластинок… – Такой музей – для сельской местности явление довольно редкое. Чувствуется, что здесь витает дух творчества. В чем он реализуется? – Мы участвуем в конкурсах. Памятен Всероссийский конкурс сочинений «Моя мечта». Мы писали о том, каким видим свой поселок в будущем. Работа Даши Шохиной  была удостоена второго места. А в региональном конкурсе исследовательских работ Даша стала первой. В прошлом году я сама участвовала во Всероссийском  конкурсе «С высоты моего опыта», заняла тоже второе место. В 2011 году с девятиклассниками участвовали в региональном этнографическом фестивале-конкурсе, где представляли быт, культуру, обычаи наших соседей – казахов. Привезли второе место. Этот список можно продолжать долго. – Коль скоро заговорили о Казахстане, как вы сотрудничаете с коллегами? – Самым тесным образом. У нас друзья в Алимбетовке. Мы ездим к ним, они не раз были нашими гостями. Коллеги подарили музею прекрасные национальные костюмы, предметы быта, обогатившие музейные экспозиции. – А с городским музеем держите связь? – Да, конечно. Директор городского музейно-выставочного комплекса Ирина Алексеевна Фурсова  бывает у нас, помогает методически. Эта помощь позволила нашему школьному историко-краеведческому музею участвовать в зональном конкурсе на равных с муниципальными музеями. Ирина Алексеевна добивается, чтобы нам выделили штатную единицу – тогда изменится и статус музея. Пока же все мы работаем на общественных началах. – Валентина Архиповна, насколько сегодня краеведческая работа востребована, вы видите смысл в ней? Помогает ли школьный музей устанавливать межпредметные связи? – Наш музей не мертвое собрание старых вещей. Он живой, работающий организм. Ну какое, скажите, к музею имеет отношение русский язык? Оказывается, самое непосредственное. Изучаются на уроке, предположим, устаревшие слова. Можно их прочитать в учебнике, а потом в музее посмотреть на ту же ступу, рубель, лапти, веретена, прялку. Или по истории изучается Великая Отечественная война. Приходишь в музей – и вот она перед глазами, в документах, в лицах твоих прадедов, чувствуется ее дыхание.  Все это помогает педагогам в учебно-воспитательном процессе. Нередко наши выпускники, которые уже учатся в техникумах, вузах, пользуются нашими творческими работами. Мы предоставляем свои экспонаты в школы, детские сады. Так что они работают, не пылятся. – Валентина Архиповна, вопрос, может быть, не совсем в тему, но не могу не задать его. Некоторые скептически относятся к поисковым отрядам, в том числе и к нашему «Уральцу», которые в болотах, на местах боев, ищут останки воинов, чтобы перезахоронить их. Они считают: где человек погиб, пусть там и покоится. Не по-христиански это – тревожить его прах. – Наоборот, надо по-христиански предать человека земле. Я с глубоким уважением отношусь к тому, что делают поисковики, они не дают нашим душам покрыться мхом беспамятства. Внуки, правнуки воинов Великой Отечественной должны иметь место, куда можно прийти, поклониться памяти погибших. Мы сами готовимся открыть в школьном дворе памятник погибшим пригорненцам. Историческая память – великая вещь, она как мост из прошлого в настоящее и будущее. От нас зависит, будет он крепок или развалится и мы вместе с ним рухнем в никуда. 1 февраля исполняется 45 лет, как Валентина Архиповна Васильева работает в образовании, 20 из которых она отдала школе №5 села Пригорного. Антонина ОВСЯННИКОВА. Фото Вадима МЯКШИНА.