Гвардеец труда. Новотроицк

Учимся в школе, учимся дома…

Учимся в школе, учимся дома…
Первая суббота февраля – День родной школы. У каждого из нас остались дорогие сердцу воспоминания о своей альма-матер, любимой учительнице, друзьях-одноклассниках. И сколько бы лет ни прошло, и как бы ни изменилась родная школа, переступая ее порог, мы неизменно окунаемся в те свои счастливые детские годы.  Впрочем, вот уже несколько лет сначала в крупных городах, а затем и в самых разных населенных пунктах все активнее родители стали прибегать к домашнему, или семейному, образованию. Говорится о такой возможности получить аттестат и в недавно принятом законе «Об образовании», который вступит в силу 1 сентября 2013 года. Об этой и других особенностях и возможностях современного получения знаний беседует корреспондент «Гвардейца труда» с начальником городского управления образования Ларисой Котовой. – Семейное образование – совсем не новая форма обучения, -- объясняет Лариса Анатольевна. – Наряду с экстернатом и возможностью самообразования, получение знаний на дому, без посещения школы, предусматривалось законом и раньше. В нашем городе тоже есть постановление главы, которое утверждает положение о семейном  образовании. Изъявить желание обучать ребенка  в той ли иной форме, согласно закону,  может родитель, правда, учитывая пожелание самого учащегося. – Есть ли в Новотроицке подобные примеры? – Для начала уточним, что в данном случае мы имеем в виду не домашнее обучение, на котором находятся дети по состоянию своего здоровья – таких примеров достаточно много. Мы говорим, именно о  случаях, когда никаких внешних препятствий для посещения школы нет, но родители решают, что  по тем или иным причинам их детям лучше получать знания  дома. Подобный пример в Новотроицке есть, но он единственный: в одной семье дети  учатся таким образом уже четвертый год. Прикреплены они к школе №15. Мама сама педагог, она их и обучает. Мотивы, продиктовавшие необходимость семейного образования,  в данном случае религиозные, но это не обязательно, воспользоваться такой формой обучения могут любые граждане по самым разным причинам.  Но если раньше для получения семейного образования родителям достаточно было обратиться непосредственно в школу, то по новому закону, который вступит в сентябре, придется обращаться уже в управление образования. Здесь определяют,  к какому образовательному учреждению ребенка прикрепить. Далее заключается договор с родителем, решается вопрос о том, станет  ли он проводить обучение самостоятельно или привлечет  педагогов из любой школы. Или вообще педагога, не работающего в образовательном учреждении – это тоже возможно.  Роль школы, к которой прикреплен ребенок, здесь в том, что она контролирует качество полученных знаний путем промежуточных и итоговых аттестаций. – А если знания окажутся на «двоечку»? –  Школа оставляет за собой право при контроле знаний учащегося расторгнуть договор с родителем на семейное образование и оставить ребенка на повторный год обучения  в том же образовательном учреждении, где он проходил аттестацию, либо предложить другую школу. – Обучение требует денег. Как решается финансовая сторона? – Согласно договору, оплата обучения производится согласно тому госстандарту, который существует на обучение одного учащегося. Если родитель не приглашает для своего ребенка педагогов, а ведет образование сам, согласно существующим программам, то он не лишается права на компенсационные выплаты за обучение ребенка.  Деньги перечисляются на расчетный счет родителя. Как правило,  затраты, которые родители несут при семейном образовании, оказываются гораздо выше тех финансовых средств, которые выделяются госбюджетом. Но мы все понимаем, что индивидуальное обучение дороже группового. Затраты, которые превышают предусмотренные государством расходы на образование, родитель берет на себя. – Образование мамы или папы, которые обучают родное чадо, берется во внимание? – Никаких ограничений в этом смысле нет, уровень образования родителей не учитывается. И педагогов они могут выбрать по своему усмотрению. Единственный контролирующий рычаг – промежуточная и итоговая аттестация. Только здесь мы можем выявить тенденции в получении знаний учащихся. – В то время как одни стремятся оградить своих детей от коллективного образования и не всегда желательного влияния школы,  другие, наоборот, мечтают стать одними из многих и учиться в обычном классе, как все. Речь об инклюзивном образовании, когда дети с ограниченными возможностями здоровья учатся в общих школах наравне с обычными детьми.  Введение таких программ тоже предусмотрено новым законом. – Помимо того, что с детьми с ограниченными возможностями у нас ведется работа в  специализированных детских садах, с нынешнего учебного года  в лицее №1, который вошел в программу «Доступная среда», созданы условия и для учебы детей-инвалидов школьного возраста. Этих учеников на уроки и домой возит оборудованный подъемником микроавтобус. Специально для них, а в основном это ученики начальных классов, приобретены парты, необходимое оснащение. Педагоги  предварительно прошли обучение в  Оренбурге либо в Москве, чтобы узнать особенности предстоящей работы. Конечно, это нелегкий труд, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, но все-таки сейчас это уже входит в систему обучения, и педагоги не высказывают особых запросов и не требуют к себе особого внимания. К тому же, на мой взгляд, учителям самим интересно общаться с такими учениками. – Уже в начале учебного года, когда программа только начала действовать, стало очевидно, что в стенах школы детям с особыми нуждами (в данном случае это дети с ДЦП, передвигающиеся преимущественно на колясках)  необходим сопровождающий, так как одному учителю, отвечающему за весь класс, здесь не справиться. Решился ли вопрос? – Наша задача – все-таки добиться привлечения в школу социального работника для сопровождения детей. Сейчас его нет, но надеюсь, вопрос будет решен положительно. А пока за счет средств государственного стандарта на  деньги, которые положены на обучение, ввели ставку социального педагога, он и сопровождает ребят. – Ожидается ли пополнение учеников с ДЦП в предстоящем учебном году? – Пока не записываются, но уже приходят родители некоторых деток с инвалидностью, чтобы узнать о том, как можно оформить ребенка в школу. Многие об этом раньше даже не мечтали. Кстати, мы по-прежнему видим радость на лицах тех особенных ребятишек, которые в сентябре впервые переступили порог школы. Они счастливы, что имеют возможность общаться с другими детьми, с педагогом. И, конечно, мы не остановимся на достигнутом. – Всего через год-два нынешние первоклассники и второклассники перейдут из младшего звена в среднее, и со всей остротой встанет проблема их передвижения из кабинета в кабинет, с этажа на этаж. – Мы помним об этом. И уже поднимаем вопрос о реконструкции, которую необходимо провести в здании.  Требуется установить лифтовое  оборудование и обеспечить доступ к нему на всех этажах. Планируется, что это будет внешний подъемник, который позволит перемещать детей.  Мы интересовались, все это вполне реально. Стоимость конструкции составляет около 3,5 млн. рублей. Думаю, обратившись к спонсорам и при поддержке  программы «Доступная среда», мы найдем возможность воплотить задуманное в жизнь. Анна СИМОНОВА.