Ну кто из мальчишек в детстве не мечтал стать летчиком, моряком? Миша Ткачев не был исключением. Его манило небо, простор, романтика. После школы пытался поступить в летное училище. Но, как говорится, не судьба. А вот Орский педагогический институт был недалеко от Хабарного, родные рядом, да и земля как-то крепче, надежнее небесных высот, на нее опереться можно, почерпнуть силы, мудрости вековой.
Решение стать учителем было, скорее всего, вынужденным (образование все равно получать надо было). Но Михаил Григорьевич никогда не пожалел о сделанном в юности выборе. Ведь в институте он встретил ту единственную, с которой прожил жизнь. Да и учительская профессия – особая, требующая от человека открытости, честности, как никакая другая дающая возможность познать мир людей. По окончании института вместе с женой по распределению поехал в Александровский район: он – учителем математики, Нина Михайловна – литератором. Все складывалось у молодых специалистов удачно: любимая работа, первые успехи, уважение коллег, дочка Леночка родилась. Но домой тянуло неимоверно. И когда предоставилась возможность, Михаил Григорьевич перевез семейство обратно в Хабарное. Здесь ему предложили должность завуча восьмилетней школы.
Уже тогда родилась мечта, хотя и смутная, построить в селе большую общеобразовательную школу. Он вернется к ней в другое время.
А пока каждый день уроки, внеклассная работа. Кроме предмета, Михаил Григорьевич вел в школе секции, потому что сам был заядлым спортсменом. Поначалу особой предрасположенности к учительской профессии вроде и не было, но в школе Михаил Григорьевич чувствовал себя комфортно, считался своим у ребят: «Они меня Мишей звали». Случалось и такое: директор школы Елизавета Васильевна Мищишина ищет своего зама, нужно вопрос безотлагательно решить, и находит его на спортивной площадке азартно играющим с пацанами в баскетбол.
Хабарнинский хоккей начался когда-то именно с Ткачева. Трактором разровняли площадку, залили водой, выпустив ее из водонапорной башни. Ох и попало ему тогда! Потом корт построили.
Такую активность, умение решить проблему, найти с людьми общий язык не заметить было нельзя. Это был почти готовый партийный работник. И тогдашний первый секретарь горкома КПСС Александр Михайлович Великанов без всяких реверансов предложил ему возглавить партийную организацию совхоза имени Шевченко, а она насчитывала более семидесяти коммунистов. На очередном отчетно-выборном собрании в 1974 году Ткачева избрали секретарем парткома. Тянул он эту лямку целых одиннадцать лет.
-- Особой боязни не было, -- вспоминает Михаил Григорьевич. – Новую работу воспринял спокойно. В школе ты волей или неволей зацикливаешься на этом маленьком мире. А тут поле деятельности огромное. Да мне вообще нравится работать с людьми. По-крупному я ни с кем не конфликтовал. Старался находить компромисс. С директором совхоза Агрютенковым мы совместно порой шли на риск. Помните, были времена, когда посевную и уборочную начинали по указке сверху. А мы доверяли людям, специалистам. Они-то лучше знают: поспело зерно или нет. И всегда получали хорошие результаты. А чего стоило строительство новой школы, ведь возводили ее хозспособом, на совхозные деньги. Но и удовлетворение было огромное, когда она впервые в 1985 году приняла учеников.
Возвращение в 1988 году в изначальную профессию было естественным. Знакомая до последнего кирпичика школа, учителя все родные, ребятишки выросли на глазах. Но новому директору хотелось, чтобы, давая образование не хуже городского, школа не теряла своего сельского облика. Тогда-то и придумал он полевые производственные бригады, ребятишки выращивали «свой» хлеб, овощи; организовали производственное обучение: все выпускники получали права трактористов. До сих пор эта традиция жива.
2002 год стал поворотным в судьбе Михаила Григорьевича Ткачева. Хотя радикально он мало что изменил: Ткачев остался в образовательном пространстве, только масштаб работы увеличился многократно. Михаил Григорьевич возглавил городской отдел образования. А «сосватал» его на это дело глава Новотроицка Андрей Александрович Великанов: «Вот тебе три дня на раздумья, а на четвертый без всяких раздумий приступай к работе». Нелегкое это было время, и хозяйство пришлось принимать не в лучшем состоянии: текущие крыши школ и детских садов, изношенные вконец коммуникации. Зиму пережили трудно.
Я спросила Михаила Григорьевича, что бы он без излишней скромности поставил себе в заслугу за те восемь лет, что был у руля городского образования.
-- Обстоятельства вынудили сразу же создавать ремонтную бригаду, которая работает по сей день. Без дополнительных средств мы создали материальную базу. Позже нашему примеру последовала культура, здравоохранение, -- говорит Ткачев. -- Но главное – это люди. В те годы и теперь мы не жалели денег на повышение профессионального мастерства учителя. Больше всех в области тратили на это средств – от одного до полутора миллионов рублей в год. Для сравнения: Оренбург тратил 700-800 тысяч. Неподготовленный учитель не сможет подготовить достойного ученика. Сегодня мы пожинаем плоды: в прошлом году Новотроицк назван лучшим в области по результатам ЕГЭ, число победителей и призеров олимпиад выросло с четырех до двенадцати в прошлом году. Мы создали городские ученические научные общества, нашли лучших преподавателей, которые стали работать с талантливой молодежью. Взамен пионерских и комсомольских организаций создали детские общественные организации. Без воспитания общественного самосознания вырастить гражданина невозможно. Когда я пришел, половина директоров не имела квалификационной категории. Поэтому своей главной задачей поставил обучение директоров. И за два года практически все они стали категорийными, сейчас все с высшей категорией. Организовать школьное питание было очень непросто. Приходилось преодолевать непонимание родителей, оснащать столовые технологическим оборудованием, организовывать родительский и ученический контроль.
Каждый руководитель действует по-своему. Наладить работу аппарата, направить в одно русло, к единой цели – с этого начинал Ткачев. Правильной ли была такая тактика? Лучше всего об этом могут сказать его подчиненные. Вот мнение теперешнего начальника управления образования Ларисы Анатольевны Котовой: «Я восемь лет проработала с Михаилом Григорьевичем и многому у него научилась. Прежде всего его выдержке, умению руководить. Он никогда не мешал работать, но и не допускал, чтобы мы ошибались в чем-то. Если ты работаешь, идешь вперед, он всегда тебя поддержит».
Вот так получилось: не собирался человек посвящать себя школе, а всю жизнь отдал ей. Больше того, основал учительскую династию. Он, жена Нина Михайловна, дочь Елена Михайловна Баутова – педагоги, отмеченные министерскими наградами, носящие почетные звания,– педагогическая ячейка общества.
Сейчас Михаил Григорьевич на заслуженном отдыхе, хотя пенсионером его представить трудно: занимается приусадебным участком. Территория прямо вылизанная – вот что значит семейная учительская закваска: если делать, то как следует. Зато больше времени остается внукам, их у Ткачевых двое. Жизнь продолжается.
Фото Виктора ШИТИНА.