Острый дефицит кадров испытывает не только здравоохранение, но и образование города. Чтобы закрыть потребность в педагогах-предметниках, уже не один год привлекаются так называемые учителя — «условные» специалисты. Например, историю и обществознание ведут литераторы или юристы, немецкий или французский язык — учителя английского языка, химию — инженеры-химики. И таких в школах Новотроицка и относящихся к нему поселков в общей сложности 43.
Многие из преподавателей не по своей специальности отработали по 20 лет и более. Педагогического опыта им не занимать. Однако новые требования диктуют необходимость повышения квалификации в соответствующем объеме на специализированных курсах и в институте усовершенствования учителей Оренбурга именно по тому предмету, который педагог ведет. В противном случае образовательное учреждение рискует лишиться аккредитации. А это, в свою очередь, повлечет невозможность проводить аттестацию своих учеников, и они будут вынуждены сдавать экзамены в других школах. Чтобы такого не произошло, городское управление образования направляет «условных» специалистов на учебу.
Таким образом, часть из них уже прошла обучение в прошлом году. В настоящее время профессиональную переподготовку на двухгодичных курсах проходят 15 педагогов, трое обучаются в вузе.
– Эти курсы платные, мы стараемся компенсировать учителям затраты на обучение, потому что не только перед работником стоит задача повысить свою квалификацию, но и образовательное учреждение заинтересовано получить квалифицированного педагога, – говорит начальник управления образования города Лариса Котова.
Еще одна проблема – старение педагогических кадров. 18% новотроицких учителей пенсионного и предпенсионного возраста. Этот показатель в Новотроицке значительно выше среднеобластного. В 2012 году в город прибыли 15 выпускников педагогических вузов, всего в школах работают 35 молодых учителей.
– К сожалению, на сферу образования не распространяются те меры поддержки, которые приняты сегодня в медицине: это и миллионные выплаты специалистам, которые едут работать в село, и «подъемные», которые обещают выпускникам-медикам в некоторых малых городах, в том числе и в нашем, -- продолжает Лариса Котова. – Но мы тоже стараемся как-то поддержать молодых специалистов. Те, кто едет в сельскую местность, получают подъемные. Правда, горожанам обеспечить такую же возможность мы не в состоянии. Но чтобы увеличить им заработную плату, стараемся их как можно скорее аттестовать на соответствие, а затем в течение 2 лет – уже на категорию. Сегодня проработан вопрос с министерством образования Оренбургской области, и согласно принятому решению при наличии достижений у молодых педагогов их можно аттестовать и рекомендовать на первую или высшую категорию. Но защитить обе категории теперь предстоит в региональном ведомстве. И мы в этом году уже направим молодых специалистов в Оренбург для получения первой квалификационной категории.
Повышению престижности профессии учителя может послужить и общее недавнее повышение зарплаты учителям. В декабре с учетом всех выплат средняя зарплата педагогов в Новотроицке составила 20 тысяч 700 рублей.
– Однако следует помнить, что эта сумма получается с учетом той нагрузки, которую несет на себе педагог, – уточняет Лариса Анатольевна. -- Это совсем не 18 часов, которые положены сегодня по закону об образовании, а 24 и даже 30 часов, которые мы вынуждены возлагать на плечи учителей. Педагогов не хватает, а детей учить надо.
– Кадры, которые приходят после институтов, надо просто обучать заново, – отмечает Лариса Котова. – Поэтому мы так ценим наших пенсионеров. И я надеюсь, что кто-то из них, кто находится на заслуженном отдыхе по выслуге лет или недавно оставил работу по достижении пенсионного возраста, вернется и продолжит работу в школе. Мы действительно испытываем недостаток в кадрах.