Прочитала недавно в газете одну из заметок под общим заголовком «Это наша с тобой биография. 1953 год», и память вернула меня в далекое прошлое, на 60 лет назад. В этой заметке говорится о моей маме Марии Алексеевне Изотовой, которая в 50-е годы работала бригадиром отделочников. В тот день, о котором пишет газета, у нас была радость: мы справляли новоселье. И белокурая дочурка Галя, которая спрашивает: «Мама, мы всегда будем жить в этом доме?» - это была я. Мне тогда было 4 года.
Мама умерла более четверти века назад, но до сих пор она остается самым дорогим для меня человеком. Она была очень одаренной. Несмотря на трудную судьбу, сохранила чистоту души, доброту к людям и умение дружить.
Мы часто говорили о жизни, она рассказывала о своем прошлом, о годах, что пришлись на войну. А уж вся остальная ее жизнь прошла у меня на глазах.
Мама выросла в селе Овсянниково Калужской области в большой семье, где было 11 детей. Мама была третьей. Когда в село пришли немцы, их семью выгнали из дома со всеми малолетними детьми. Маме тогда было 18 лет, и она все хорошо помнит. И нищету, и голод, и смерть маленьких братишек-двойняшек и сестры.
Когда Красная Армия отогнала немцев, мама пошла работать на железную дорогу кондуктором – сопровождала грузовые составы, перевозившие оружие, продукты для армии. Случались бандитские нападения. Работа совсем не для молодой девушки.
У нее не сложилась семейная жизнь, и в 1949 году они с сестрой Александрой завербовались на стройку. Так мы приехали в Новотроицк, где она была принята рабочей в «Промстрой-2», а вскоре стала бригадиром отделочников.
О бригаде Марии Изотовой в 50-60-е годы часто писали в газете. В городе шла большая стройка, возводились не только промышленные объекты, сдавались и десятки жилых домов. Мама и ее подруги понимали, как люди ждут собственную квартиру, и не жалели себя, чтобы приблизить для них этот праздник.
Мамина бригада была как одна большая семья, в которой все на виду – и беда, и радость. Она сама выросла в большой семье и чувствовала ответственность за каждого в бригаде, горячо защищала их интересы, выбивала квартиры, места в детских садах. Я помню, как мамины подруги обсуждали ее выступления на собраниях, где она критиковала руководство, требовала создания нормальных условий для работы. Они все стояли друг за друга горой. Любопытная деталь. В той заметке, о которой я сказала вначале, упоминалось, что рядом с мамой за праздничным столом сидели ее сестры Евдокия и Александра. Это не совсем так. Александра действительно была ее родной сестрой. Позже она уехала в Москву и оттуда часто присылала нам посылки с продуктами, лекарствами. А вот Евдокия – это соседка по коммунальной квартире Евдокия Осина. Она была в маминой бригаде, и жили мы с ней как одна семья, даже питались вместе. Они с мамой дружили до конца жизни, как и с Тамарой Леоновой, Валентиной Кабановой и другими.
Бригаду Марии Изотовой постоянно называли среди победителей соревнования, отмечали грамотами за ударный труд. Но я видела и другое. Женщинам приходилось на носилках таскать тяжеленный раствор, кельмой набрасывать его на стены и потолок, и каждая такая «порция» раствора, думаю, была никак не меньше килограмма. Постоянная сырость, запах извести и краски... К концу смены у них отнимались спины, ломило руки, душил кашель. Зимой после такой смены они в сырых и холодных зданиях по очереди дежурили по ночам, топили мангалы, чтобы стены скорее просыхали.
Я фактически выросла на стройке. Пока была маленькой, мама устраивала поблизости от себя из кирпичей небольшой «загончик», чтобы я никуда не уползла. И подрастая, я не уходила далеко от мамы, по-детски помогая ей, чем могла. Подростком даже ходила с ней дежурить по ночам у мангалов.
На такой тяжелой работе женщины быстро теряли здоровье. Маме тоже пришлось перейти на легкий труд, чаще обращаться к врачам. В это время особенно дорога ей была поддержка подруг по бригаде.
В Новотроицке многие места связаны для меня с памятью о маме. Проходя по улицам, я вижу дома, в строительстве которых принимала участие бригада Марии Изотовой. Эти дома – то конкретное дело, которым мама и ее подруги вошли в историю города.
Галина ИЗОТОВА.