Начало весны только обострило проблемы нынешней снежной зимы. Очередная встреча корреспондентов «Гвардейца труда» с главой города Галиной Чижовой началась именно с них. Накануне в 11 домах снег, скопившийся на крышах, начал сползать и порвал электропровода.
-- Проблема эта, как правило, касается ТСЖ, -- говорит Галина Дмитриевна. – УКХ старается очищать крыши, сбивать сосульки, хотя нынешней зимой это требовало особых усилий. А вот в товариществах, к сожалению, к данному вопросу относятся не так ответственно. Придется в очередной раз напоминать их председателям о своих обязанностях.
-- Галина Дмитриевна, прошедшая неделя была отмечена очередным, но необычным заседанием горсовета. Его посетил депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Катасонов. Для Новотроицка его имя тесно связано с Ледовым дворцом, поскольку именно Катасонов являлся учредителем фирмы «СВС», подготовившей проект спорткомплекса, который так и не прошел экспертизу, а деньги на него были затрачены огромные. Так как же сейчас обстоят дела с Ледовым дворцом, будет он у нас в городе или нет?
-- Да, вопрос, прямо скажем, непростой… Когда настало время отдавать проект на госэкспертизу, вердикт был суровый – это просто кипа бумаги. Но поскольку дело надо было доводить до конца, мы попытались обратиться в ту же фирму -- «СВС». Но, как оказалось, такой фирмы нет, она обанкротилась. И хотя мы встречались и вели переговоры с теми же людьми, то есть исполнителями первоначального варианта, встречали полное непонимание, примерно как по поговорке «я не я и хата не моя»
Если бы не вмешательство губернатора Ю.А.Берга, признаюсь, нам пришлось бы очень непросто. В итоге к проекту приступила уже новая фирма, хотя там были все те же люди, что в «СВС». Подготовка документа длилась более двух лет. Если бы до сентября прошлого года проект был предоставлен, это позволило бы городу попасть в программу и получить финансирование на 2013 год. Но он поступил лишь в прошлую пятницу – за окном уже март. И опять же, нет сметы, только укрупненный расчет. Смету, без которой проект невозможно принять, фирма делать отказывается. Вероятнее всего, снова придется обращаться за поддержкой в область, и впереди еще предстоит большая работа. А все, что говорил г-н Катасонов, – не более чем лукавство. Его шутку по поводу того, что у нас, мол, зато не будет, как в Сочи, иначе как насмешкой не назовешь. Шутка, прямо скажем, неуместная. Ведь печальная участь постигла именно те объекты, к которым приложил руку Катасонов, – физкультурно-оздоровительный комплекс в Акбулаке и Ледовый дворец «Звездный» в Оренбурге. Их до сих пор не могут нормально ввести в строй действующих.
-- Волнует горожан и вопрос, касающийся работы «Новгортранса», пришедшему на смену обанкротившемуся «НовЭлекту». Руководитель предприятия отчитывался перед депутатами. Как вы оцениваете нынешнее состояние дел?
-- С 1 ноября 2012 года были подняты тарифы на перевозку пассажиров в трамваях и муниципальных автобусах. Поэтому депутаты хотели услышать, как работает «Новгортранс». Но хочу напомнить, что общественный электротранспорт – это планово убыточное предприятие. Ожидать, что через два месяца после повышения цены на проезд оно вдруг стало бы рентабельным, по меньшей мере, наивно. Нельзя его сравнивать с частными предприятиями-перевозчиками. Хотя бы потому, что всем известно: частники занижают фактическую заработную плату, чтобы уйти от налогов, и на этом незаконно, но серьезно экономят. МУП работает абсолютно чисто, платит налоги, содержит свою огромную базу, которая тоже требует немалых затрат. Сегодня его задача не наращивать убытки, и с ней «Новгортранс» справляется. Напомню, не в лучшей ситуации находится электротранспорт и в Оренбурге, и в Орске, где трамвайное управление банкротили уже четырежды.
-- Кстати, Орск в этом году планирует воспользоваться субсидией для приобретения новых автобусов для общественного транспорта. Новотроицк участвует в подобной программе?
-- Мы тоже подали заявку на два автобуса. Однако есть проблема. Автобусы, которые предлагают по данной федеральной программе, работают на газомоторном топливе, а у нас таких заправок во всем Оренбуржье нет. Поэтому мы заказали два автобуса, но только с условием, что они будут, скажем так, обычные. Иначе нет смысла их брать.
-- На прошлой неделе в Оренбурге вы участвовали в видеоконференции, которую проводило Минэкономразвития. Поделитесь, о чем шла речь?
-- Новотроицк относится к моногородам, которых в нашей области семь, а по стране их 333. В программу поддержки из общего количества попало всего 59 населенных пунктов, где безработица достигает 20 процентов. В частности, в Пикалево, с которого, напомню, все начиналось, этот показатель на уровне 20,4%. У нас официальный уровень безработицы 0,4%. Поэтому на помощь нам рассчитывать не приходится, надо действовать самим, по возможности снижать процент зависимости от градообразующего предприятия. Сегодня в Новотроицке треть рабочего населения трудится на «Уральской Стали» и в связанных с ней организациях. Это много. Какие планы в такой ситуации можно строить? Отчасти мы надеемся на индивидуальных предпринимателей, развитие малого бизнеса, но, к сожалению, это слишком небольшая доля в нашей экономике. Поэтому основные надежды в ближайшей перспективе связываем с пуском второй печной линии на ЮУГПК, а также с птицефабрикой «Восточная», которая в текущем году запускает новое производство. Для нашего города это весьма существенно.
-- Расскажите, пожалуйста, о встрече с ветеранами, которая состоялась у вас. Какие выводы вы сделали после нее?
-- Вопросов было много, и разных. Не могу сказать, что одни важные, другие нет. Речь шла и о тарифах, и о не всегда уважительном отношении к старшему поколению. Далеко не все, к сожалению, под силу изменить местной власти. Но меня обеспокоило, что очень много вопросов было к здравоохранению. И опять поднимали проблему записи на прием к врачу. Мы много говорили об этом, ввели электронную регистратуру. Параллельно обсуждалась возможность свободной записи к врачу через журналы. Нет талона на сегодня – запишите на тот день, когда он есть! Никаких дополнительных финансовых вливаний такой подход не требует. И все это работало. Сейчас почему-то проблема опять возникла. Люди как были вынуждены приходить к 5-7 часам утра за талонами, так и приходят. И не один день, потому что сразу получить номерок не удается. После встречи с ветеранами я провела совещание с врачами, и один из вопросов касался именно доступной записи на прием к врачам. Поликлиники должны ее обеспечить. Обещаю, буду жестко это проверять.
Фото Вадима МЯКШИНА.