Гвардеец труда. Новотроицк

Детский сад или домашнее воспитание?

Как известно, устроить ребенка в детский сад в нашем городе можно без особых проблем. Однако с каждым годом в дошкольных учреждениях количество воспитанников сокращается. И это связано не только со снижением рождаемости и миграционными процессами, но и с отношением самих родителей к вопросам дошкольного образования. 

Детский сад или домашнее воспитание?

Неутешительная динамика

По информации городского управления образования, на 1 января текущего года в городе порядка 6000 детей в возрасте до 7 лет. При этом детские сады посещают чуть более 3900. Согласно результатам предварительного комплектования групп на следующий учебный год, дошкольные учреждения будут посещать еще меньше малышей – 3700. Вместо существующих 138 групп сформировать планируют только 130. Для сравнения, в 2018 году их было более двухсот.

– Мы видим, что в городе  только 70% детей дошкольного возраста посещают детские сады. Возможно, родители дома оставляют детей с бабушками, дедушками, другими родственниками. Но важно понимать, что ребенку нужен социум. Именно в детском саду он начинает применять свои коммуникативные навыки, учится общаться с другими детьми, контактировать, узнает много нового, адаптируется к обществу, учится выражать свои мысли, – считает заместитель начальника городского управления образования по дошкольному образованию Светлана Демидова.

Каждый случай индивидуален

Причины того, что ребенок оказывается вне детского сада, конечно, у всех разные. Некоторые родители не определяют малышей в дошкольное учреждение, чтобы они меньше болели. Кто-то считает, что домашняя атмосфера окажет более благоприятное влияние на воспитание ребенка. Есть семьи, в которых дети и вне детского сада имеют достаточно широкий круг общения, чтобы с легкостью социализироваться в обществе. Так, например, Регина, мама двоих детей, рассказала, что не против посещения ребёнком детского сада, однако из-за непростого графика работы родителей общаться с детьми они с мужем могут преимущественно в первой половине дня. Поэтому вариант с дошкольным учреждением в этой семье даже не рассматривался. Тем не менее здесь дети никогда не испытывали недостатка в общении со своими сверстниками, а перед школой старший ребёнок с помощью родителей прошел соответствующую подготовку. И при поступлении в образовательное учреждение никаких проблем в плане социальной адаптации или пробелов в знаниях не возникло. 

Однако учитель начальных классов, с которым нам удалось пообщаться, рассказывает, что, к сожалению, не у всех детей, не посещавших детский сад, адаптация к школе происходит так же легко. Чаще всего они с трудом социализируются в коллективе, некоторые не приучены к элементарному уходу за собой. Но в то же время педагог отмечает, что здесь все очень индивидуально и зависит во многом от характера ребенка и условий воспитания в семье.

Точка зрения психолога

– Конечно, у детей, которые пришли в школу после детского сада, более развиты навыки самоконтроля, самоорганизации. Их приучили к ответственности, дисциплине, режиму дня, соблюдению определенных правил. И, соответственно, все это потом проецируется и на школу. Как правило, выпускники детских садов более коммуникабельны, легче справляются с конфликтными ситуациями. В то же время дети, которые не посещали дошкольное учреждение, зачастую не имеют опыта нахождения в социуме. В большинстве своем они воспитывались в своем «маленьком мирке», где были только мама и папа. Приходя в первый класс, они пугаются большого количества одноклассников, не умеют улаживать конфликты. Но есть категория детей, которые не посещали дошкольное учреждение, но при этом ходили на развивающие занятия, посещали кружки, секции, то есть так или иначе общались со сверстниками. Им адаптироваться к школьной жизни, конечно, легче, – рассказала психолог гимназии №1 Ирина Никитенко. 

По программе ремонтов

В Новотроицке стараются создать максимально благоприятные условия для пребывания детей в дошкольных учреждениях. Одно из направлений – проведение капитальных ремонтов. В обновление учреждений дошкольного образования вкладываются федеральные, региональные и местные средства, деньги, выделенные депутатам на исполнение наказов избирателей. Кроме того, большую помощь оказывают предприятия. Кстати, после ремонтов, как правило, количество детей увеличивается. В этом году ремонт кровли по региональной программе запланирован в 4 дошкольных учреждениях: детских садах №2 «Огонек» (улица Пушкина, 9А), №35 «Светлячок» (корпус на улице М.Корецкой, 26), №3 «Одуванчик» (ул.Зеленая, 69А), №37 «Золотой петушок» (корпус на улице Советской, 134А). Уже заключены договоры с подрядными организациями, которые приступят к работам сразу после завершения учебного года.

В управлении образования стараются идти навстречу родителям, желающим поменять детский сад на более приоритетный для них. Конечно, при наличии там свободных мест. К слову, этой услугой можно воспользоваться даже дистанционно, через портал Госуслуг.

Для удобства новотройчан в городе предусмотрена группа с круглосуточным пребыванием детей на базе детского сада №35. В учреждениях есть и группы коррекционно-развивающего направления, что особенно важно для воспитанников с особенностями развития.

Помимо этого, в детских садах №9, 20, 37, 38, 39 работают консультативные пункты для родителей, чьи дети по каким-то причинам не получают дошкольного образования.