Гвардеец труда. Новотроицк

«Поклонимся великим тем годам...»

Ежегодно городским Советом ветеранов проводится серия мероприятий, посвященных Дню Победы. И нынешний май не стал исключением. Взять хотя бы традиционный фестиваль «Мы будем помнить», организаторами которого являются Совет ветеранов и Новотроицкий филиал НИТУ МИСИС. Да и от участия в других праздничных городских мероприятиях активисты ветеранского  движения в стороне не остаются.

«Поклонимся великим тем годам...»

О чём забывать нельзя

– Среди мероприятий, посвященных Дню Победы, сложно выделить наиболее важные, – отмечает руководитель городского Совета ветеранов Альбина Третьякова. – Они позволяют людям ощутить свое единство, общую причастность к великому подвигу советского народа, трагическому и героическому периоду нашей страны. Дают возможность людям освежить свою память, поделиться с окружающими воспоминаниями о родственниках, прошедших через страшное военное лихолетье.

К таковым относится и ежегодная, приуроченная к 9 Мая, акция «Всем двором песни Победы поем», которая в этом году объединит несколько десятков человек – и ветеранов, и молодежь. Собственно, к «поющей гвардии» во дворе детского дворового клуба «Казачок» может присоединиться любой желающий. Это мероприятие  состоится 8 мая.

И, конечно, очень важна для нашей организации традиционная встреча детей войны. В этом году, как и всегда, для гостей мы организовали чаепитие и подготовили праздничную программу. Эта встреча важна тем, что собравшиеся делятся своими воспоминаниями о военном детстве, о родных и близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной и трудившихся в тылу.

Альбина Анатольевна признается, что эти рассказы вызывают одновременно и горечь за безвременно оборвавшиеся жизни, и гордость за героизм людей. К слову, такие же чувства вызывает и история семьи самой А. Третьяковой, которой она поделилась с нами.

Последняя встреча с отцом

– О моем дедушке по материнской линии – Гурии Мироновиче Гурьеве – известно совсем немного, – начинает Альбина Анатольевна свой рассказ. – Его семья жила в Чувашии, в деревне Мокры. Моей маме – Ольге Гурьевне – было пять лет, когда началась война. В 1941 году отец ушел на фронт. Мама говорила, что проводы стерлись из ее памяти, но зато сохранились воспоминания о том, как отец через несколько дней ненадолго вернулся. Их часть не успели отправить к местам боевых действий, и с разрешения командира дед вместе с несколькими товарищами пришел в отчий дом – буквально на один вечер. Бабушка истопила солдатам баньку, накормила их. Отец посадил маленькую дочь Олю на коленки и держал ее, пока та не уснула.

А еще Ольга Гурьевна рассказывала, как ходила со своей мамой и старшей сестрой Ниной к Мокринскому железнодорожному мосту. Сегодня это объект культурного наследия федерального значения, а в период Великой Отечественной войны был объектом стратегического назначения. Через него шли эшелоны с солдатами, боеприпасами, оборудованием. Женщины из деревни Мокры и близлежащих поселков приходили к расположенной у моста станции, где готовили обеды.

Долгое время наша семья знала о Гурии Мироновиче лишь то, что он пропал без вести в 1943 году. Но с появлением специализированных интернет-порталов и электронных баз данных мой брат начал разыскивать сведения о нашем дедушке. В итоге удалось узнать, что он покоится в братской могиле под Смоленском.

Эстафета поколений

– О родственниках-фронтовиках по линии мужа – Владимира Ивановича –  нам известно больше, – продолжает Альбина Анатольевна. – Его деда звали  Алексеем Зиновьевичем, а дядю – Николаем Алексеевичем. Обоим довелось стать солдатами. Они были уроженцами Оренбургской области, поселка Халилово. Отсюда и уходили на фронт.

Николай Третьяков ушел на войну добровольцем в августе 1941 года. К тому времени ему еще не исполнилось 18 лет, и он, как и многие другие юноши того времени, прибавил себе возраст. Николай Алексеевич окончил в Елабуге курсы связистов, после чего его отправили в роту связи 1014 стрелкового полка 288 стрелковой дивизии. Он участвовал в боях под Ленинградом. В 1942-м был награжден медалью «За отвагу».

Алексей Зиновьевич вступил в ряды Рабоче-крестьянской красной армии чуть позже своего сына – в сентябре 1941 года. Он тоже был связистом. Прошел всю войну, получил два ранения. Среди его наград – медали «За отвагу» и «За победу над Германией». В 1945 году вернулся домой, работал в Новотроицке счетоводом.

Отец и дед моего мужа не любили рассказывать о пережитом на фронте, но все же в семейную летопись был вписан один эпизод, наполненный доблестью и трагизмом.

28 апреля 1942 года огонь вражеской артиллерии поджог дом, в котором находилось имущество роты связистов. Дядя моего мужа, Николай Алексеевич, в это время нес караульную службу и, несмотря на продолжающийся артобстрел, не покинул поста, пытаясь спасти оборудование, обеспечивающее связь в стрелковой дивизии. Об этом подвиге была написана заметка «Верный сын Родины», которую отец Николая, Алексей Зиновьевич, прочел в одной из фронтовых газет. Чуть позже он увидел еще одну статью о своем сыне – «Комсомолец Третьяков». Из нее Алексей Зиновьевич узнал, что подразделение, в котором служит Николай, расположено совсем неподалеку от его части. Алексей Зиновьевич помчался туда повидаться с Николаем. Но встреча не состоялась: отцу сообщили, что его сын ранен и находится в госпитале. С тяжелым сердцем возвращался мужчина назад, но все же надеялся, что Николай поправится. Но этому не суждено было сбыться. Вскоре Алексей Зиновьевич получил письмо из дома, в котором говорилось: на Николая пришла похоронка.

Эта история была записана внуком Альбины Анатольевны – Александром – и стала частью семейного архива, наравне с фотографиями старших родственников, сражавшихся за Отечество, их фронтовыми письмами. 

– Храня память о предках, защищавших Родину, мы даем своим потомкам верные морально-нравственные ориентиры, – говорит Альбина Третьякова. – И мне приятно, что молодое поколение нашей семьи серьезно относится к этой эстафете памяти.

Фото из семейного альбома А.Третьяковой.