Гвардеец труда. Новотроицк

Всё начинается с семьи

В новотроицкой специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате подготовили целую серию мероприятий, посвященных Международному Дню семьи. 

Всё начинается с семьи Всё начинается с семьи Всё начинается с семьи Всё начинается с семьи Всё начинается с семьи Всё начинается с семьи Всё начинается с семьи Всё начинается с семьи Всё начинается с семьи

Инициатором и идейным вдохновителем этой работы стала директор учреждения Людмила Гаврилова, которая, организуя работу коллектива, всегда ставит во главу угла создание психологического комфорта для юных воспитанников, укрепление взаимопонимания между учениками и педагогами и, конечно же, улучшение качества внутрисемейного общения ребят и их родителей.

Источник взаимного интереса

Праздничный марафон был открыт дискуссионной встречей, которую психолог школы-интерната Марина Пасынок провела для трех команд – старшеклассников, их родителей и педагогов. Тема встречи – «Взрослые и дети: актуальные потребности и жизненные ценности».

– Сегодня мы встретились для того, чтобы совместно разобраться во взаимоотношениях «родитель-ребенок-педагог», – обратилась Марина Дмитриевна к собравшимся, – помочь взрослым сориентироваться во взаимоотношениях с взрослеющими детьми, а подросткам увидеть социально приемлемые пути проявления собственного «Я».

Несмотря на очевидную академичность выдвинутого на обсуждение вопроса, встреча во многом носила познавательно-развлекательный характер. Через всю дискуссию красной нитью проходила мысль: «Разные точки зрения – не повод для конфликта, а источник взаимного интереса». Причем это правило работает на всех уровнях. Так, разобрав традиции чаепития у разных народов, собравшиеся пришли к выводу: исторически сложившиеся национальные знаки уважения к гостю порой диаметрально противоположные, однако люди, желающие установить конструктивное общение, обязательно примут во внимание такие несовпадения. А кроме того, еще и захотят получше изучить национальную культуру новых друзей.

Право быть собой

Каждый человек, едва родившись, становится объектом чьих-то ожиданий: взрослые ближайшего окружения возлагают на него свои надежды и чаяния. Среди них и очень общие: быть здоровым и умным, стать достойным членом общества, обрести счастье. И более конкретные: посещать выбранные мамой кружки, поступить в определенный папой институт. И совсем уж детальные: любить одежду, книги, фильмы, друзей, правильность которых подтверждена родителями. Подчас из таких ожиданий и складывается уверенность взрослых в «истинных» желаниях подростков.

Марина Пасынок помогла собравшимся разобраться в том, чем на самом деле продиктованы ожидания взрослых относительно детей. Участникам встречи было предложено ответить на вопросы: «Каким является идеальный подросток? Чего он хочет и чего нет?». И, как оказалось, каждая из команд имела свой собственный взгляд на эти аспекты. В ходе дискуссии родители, педагоги и дети смогли прийти к компромиссным решениям, которые позволяли всем сохранять главные ориентиры. Психолог помогла собравшимся понять: право быть собой можно сохранить, делая шаги навстречу друг другу, и это стремление должно быть обоюдным, выстроенным на уважении личностных границ каждого.

Понять и поддержать

Центральной частью дискуссионной встречи стала работа с кейсами. Психолог М.Пасынок предложила командам разобраться в нескольких неоднозначных ситуациях с участием детей и взрослых. Подростки, педагоги и родители предлагали свои решения предложенных им задач. Марина Дмитриевна осталась довольна результатами.

– Очень важно, что каждая команда продемонстрировала понимание важности искреннего участия во взаимоотношениях детей и взрослых, необходимость в первую очередь выяснить причину ситуации и поддержать близкого человека, – подчеркнула она.

К слову, важность доверительного отношения в семье признавали все участники дискуссионной встречи. А что особенно приятно – и родители, и подростки отмечали: в их семьях понимание и поддержка играют основную роль.

Лиана, ученица 9 класса:

– В сегодняшнем мероприятии мне больше всего понравилась работа с кейсами. И я обратила внимание: в основе многих сложных ситуаций, складывающихся в жизни подростка, лежат эмоциональные проблемы. Чтобы выявить и устранить их, родителям нужно вывести ребенка на доверительный разговор. Это я понимаю на примере моей семьи: мы с родителями очень ценим взаимное доверие и поддержку. Папа всегда говорит мне: «Если не знаешь, как поступить, – позвони мне и без стеснений задай вопрос, я дам тебе хороший совет».

Анжелика, мама пятиклассницы Арины:

– Моя дочь приближается к подростковому возрасту, и мне сегодня было интересно понять, как рассуждают ее сверстники. Кстати, я полностью согласна с их точкой зрения о первостепенности психологического здоровья для общего благополучия человека. В нашей семье психологический климат строится на совместном времяпрепровождении и взаимном интересе. При этом я всегда говорю ей, что в отношениях с людьми необходимо уважать и свои, и чужие личностные границы.

Светлана, мама десятиклассницы Дарьи:

– Подросток, как и любой человек, хочет понимания и безусловной любви. И только семья может дать это каждому из нас. Но родителю важно понимать: безусловная любовь – не слепое потакание во всем. Необходимо воспитывать в ребенке личную ответственность. В нашей семье практикуется совместный разбор ситуаций, вызывающих непонимание. Мы не оцениваем поступок с точки зрения «хорошо-плохо», а откровенно проговариваем: к каким последствиям он может привести, как отразится на будущем.

Артур, ученик 10 класса:

– Взрослые зачастую воспринимают подростка как уже состоявшуюся личность. На самом же деле он находится в процессе формирования. Он нуждается в поддержке, помощи и направлении. Я все это получаю от своей мамы. Наши отношения с ней настолько доверительные, что она знает обо мне абсолютно все. И в этом ее заслуга: она меня никогда не осуждает. Конечно, мама не будет хвалить за поступок, который меня не красит. Но при возникновении сложной ситуации она сначала поможет мне все исправить, а уже потом объяснит, как не столкнуться с подобной проблемой в дальнейшем.