Гвардеец труда. Новотроицк

Учитель, которого ждут…

Учитель, которого ждут…
В  недавнем интервью «Гвардейцу труда» начальник городского управления образования Лариса Котова отметила, что в Новотроицке по-прежнему довольно остро стоят проблемы дефицита и, так называемого, «старения» педагогических кадров. Сегодня по статистике 18% учителей и воспитателей - люди пенсионного и предпенсионного возраста. И это в то время, когда в соседнем Орске два учебных заведения ведут подготовку специалистов по этим профессиям. Свою точку зрения по озвученным проблемам мы попросили высказать Галину Левашову, заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук, директора государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Орска».  – Галина Николаевна, на Ваш взгляд, почему же существует дефицит педагогических кадров в соседних с Орском территориях?   – Я полагаю, что наш педагогический колледж и гуманитарно-технологический институт выпускают кадры в количестве, достаточном для потребностей восточного Оренбуржья. Здесь нужно рассматривать социальную сторону – это, прежде всего, недостаточный уровень заработной платы и проблемы, касающиеся обустройства молодых специалистов. Кроме того,  сейчас отсутствует программа их распределения. Мы проводим только процедуру предварительного трудоустройства, которое не закрепляет студентов в учебных заведениях. Чаще всего наши выпускники слышат от заведующих отделами образования: «Приходите летом», «Приходите в августе». Также и сами руководители образовательных учреждений нередко занимают выжидательную позицию: может быть, не уйдёт «старый кадр», который имеет большой опыт. А то придёт молодой, «зелёный». Такая политика руководителей тоже влияет на сложившуюся ситуацию. Когда человек заканчивает учебное заведение, не имея чёткого направления на место работы, он уже оказывается в пространстве, где должен определиться. В итоге может оказаться не в той области и закрепиться там, хотя государство его готовило для педагогической деятельности. В результате на этом этапе мы теряем выпускников как будущих специалистов. – Не могу не затронуть вопроса качества подготовки педагогов. Каковы сегодня возможности педагогического колледжа? Что нового появилось за последнее время в организации учебного процесса? – Наш педагогический колледж – это учебное заведение с 30-летней историей, своими традициями, которое культивирует дисциплину, культуру, высокий уровень профессиональной подготовки. Не случайно в этом году мы получили Международный сертификат системы менеджмента качества. Он подтверждает, что система подготовки в колледже соответствует европейским стандартам, что все педагоги – профессионалы, каждый – гарант качества получаемого студентами образования. Подготовка в колледже ведётся по многим специальностям. Для того чтобы наши выпускники были готовы к работе в современных условиях, обучение в колледже проводится в рамках реализации стандартов нового поколения. А это, прежде всего, компетентностный  подход к профессиональной подготовке студентов, т.е. главная наша задача – не просто дать знания, а именно сформировать профессиональные компетенции, мобильность, умение решать любые проблемы, возникающие в профессиональной деятельности. Студенты разные. Есть среди них, конечно, те, которые пришли только для того, чтобы получить образование,  кого-то пригласили подружки. Но на выпуске 70% -- я считаю, это хороший показатель -- являются специалистами, которые любят профессию, которые хотят работать с детьми. Я, конечно, понимаю руководителей: лицензионные требования предполагают наличие у учителя высшего образования. Но у нас практикоориентированная подготовка. К тому же, надо сказать, что большая часть наших выпускников продолжает обучение. Поэтому наших ребят надо брать, они подготовлены, а высшее образование получат уже по ходу работы. И у учебного заведения будут ценные кадры. – Что Вы можете сказать о студентах из Новотроицка? – На сегодняшний день у нас учится порядка 35-37 ребят из Новотроицка. Я хочу сказать, что дети из Новотроицка всегда – одни из лучших студентов. Это истина. Они имеют хорошую базовую подготовку из школ, они очень активные, принимают участие в общественной жизни колледжа. Яркий пример – наша звездочка Наташа Ростова. Она принимала участие в региональном конкурсе «Учитель, которого ждут». Он проходил среди студентов педагогических училищ и колледжей в Перми. Наташа показывала урок по естествознанию, сумела организоваться, сумела показать свои методические находки и стала победительницей в номинации «Лучший урок».  Кстати, она учится на последнем курсе по специальности – преподаватель начальных классов. Наташа будет внесена в областной справочник «Лучшие выпускники». Я с уверенностью скажу, что в каждом учебном заведении Новотроицка есть наши выпускники. – Отслеживаете ли Вы, как складывается судьба выпускников колледжа? – Мы стараемся это делать, очень радуемся их успехам, карьерному росту. Недавно коллегия Министерства образования рассматривала вопрос о том, как закрепляются и как работают наши выпускники. И мы, объезжая школы, слышали только положительные отзывы. У нас в колледже традиционен вечер встреч выпускников, который проходит в последнюю субботу января. Актовый зал всегда полон, надо видеть, с какой теплотой встречаются выпускники. Кстати, в этом году из Новотроицка приезжала семейная пара, которая образовалась в нашем колледже. – Недавно Центр занятости населения Новотроицка провёл анкетирование среди старшеклассников города. Выяснилось, что профессия «педагог» не популярна. С Вашей точки зрения, что необходимо сделать, чтобы вернуть престиж профессии учителя?   – Мне очень больно слышать, что профессия «учитель» не популярна. Я думаю, в этом виновато и государство. Был период, когда труд педагога оценивался очень низко. Сейчас немало делается для того, чтобы повышать заработную плату. Конечно, мы никогда не будем получать столько, сколько зарабатывают в газовой промышленности, банковской сфере. Но престиж этой профессии в том, что ты работаешь с детьми, в том, что питаешься их любовью, делишься с ними знаниями. Я нашим студентам всегда говорю, что они обучаются самой лучшей, гуманной профессии на земле. Эта профессия – для людей, во имя людей. Кто-то эту роль должен выполнять. Сегодня, во-первых, необходимо проводить профориентацию. Мы, отчасти, занимаемся этой работой, ездим по школам, встречаемся с выпускниками. Уже ездили в Ясный, поедем в Новотроицк, Домбаровку, Светлый. Мы рассказываем о профессии, о нашем учебном заведении. Говорим о том, что, получив эту специальность, человек становится образованным, у него появляются более широкие возможности, чем у остальных, в воспитании собственных детей. Это такой бонус от образования. Конечно, я думаю, что школьников надо чаще приглашать в наши учебные заведения, проводить экскурсии. Чтобы дети видели, в каких условиях учатся студенты, какие интересные программы, какая внеурочная работа. Мы в процессе Дня открытых дверей пытаемся это делать. Я вижу проблему ещё и в том, что школы определили для себя показатель -- сколько детей поступило в престижные вузы в других городах. Лучшие выпускники уезжают, а мы потом говорим: в области нет кадров. Я считаю, сколько выпускников школ осталось, поступило в вузы Оренбургской области, сколько вернулось в родной город, работает здесь – вот показатель для оценки. Показатель патриотизма, приверженности и преданности. Я так думаю. Наталья МЯСНИКОВА.