Гвардеец труда. Новотроицк

Великий пост

Великий пост
Великий пост – строгий, длится в 2013 году с 18 марта по 4 мая. Весь смысл покаянного подвига, совершаемого Великим постом, как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца. Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Смысл поста – в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. О питании С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным уставом: «сухоядение» – то есть хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты; «варение без елея» – вареные овощи, без растительного масла; «разрешение на вино и елей» – вино испивается мерой для укрепления сил постящихся; «разрешение на рыбу». Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день. По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице). В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (28 апреля). В Лазареву субботу (27 апреля) разрешается есть рыбную икру. Первая неделя Великого поста и последняя – Страстная седмица – наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядие (пища не варится и не жарится), а в пятницу и субботу – полное воздержание от пищи. Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. К посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу. В молитвах говорится: «Поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души. Пост – это постоянный подвиг Пост – это доказательство, проверка истинности и силы любви и веры. Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает человек, чтобы избавиться от грехов и страстей. Жела­ющие быть христианами желают и подвига. Как же практически его совершать? Прекрасный ответ на этот вопрос дает наш современник, священноисповедник протоиерей Сергий Правдолюбов: – Пришло время Великого поста. Семь недель нельзя есть скоромного. В первую седмицу, Крестопоклонную и Страстную – особенно строгий пост. По Уставу Церкви нельзя вку­шать даже с постным маслом. Трудно? Очень, особенно в середине и во второй половине поста. Плоть протестует, требует, чтобы ее насытили. А ты принудь себя, одержи верх над плотью, проведи пост как следует. Если про­ведешь, тут и первый твой подвиг. Настало время молиться – принудь себя, вот и подвиг. Надо идти в церковь – тяжело, удерживают дела, увлечения, отвлекает и то, и другое – вооружись мужеством, оставь все и иди, – и это подвиг. Долго поют, тяжело стоять, но выдержи себя до конца службы, дождись отпуста, тоже подвиг. Бывает трудно молиться, холодность на сердце, но поклонами, внима­нием, усилием старайся отогнать эти настрое­ния, вот и подвиг. Слышишь где-то пересуды, смех, празднословие – уклонись или, по край­ней мере, молчи, вот и подвиг. Имеешь нра­вящуюся тебе вещь, а кто-нибудь выразил желание иметь ее – отдай, тоже подвиг. Вы­нуждают тебя на гнев, прекословие, на ссо­ру – уступи, удержи волнение смятенного сердца, вот и подвиг. Имеешь врагов, можешь им отомстить – остановись, не мсти; мало то­го, прости их и сделай им добро, это уже осо­бый подвиг. Открывает­ся тебе случай к неправедному, нечестному приобретению – уклонись, тоже подвиг. По­хотливая плоть требует непозволенных Хри­стовым законом удовольствий – откажи ей, и это будет подвиг. Вызывает кто-либо на ве­селости, на игру во время поста – уклонись, вот и подвиг. Все у тебя есть, но вспомни о ближних, нуждающихся в чем-либо, пригля­дись к их жизни, помоги в нужде и не возды­хай и не жалей о том, что им даешь, вот и подвиг, подвиг блистательный. Подашь нужда­ющемуся человеку, а руку невидимо протя­нет и примет Христос. И будет у тебя соби­раться богатство нетленное на Небесах. Этот подвиг непременно усвой, он обязателен для христиан». Соборование Великим постом для исповедающихся и причащающихся христиан в храмах проводится таинство елеосвящения. Елеосвящение – это священнодействие, в котором, при помазании тела маслом (елеем), призывается на болящего благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные болезни. Оно именуется также «соборованием», так как совершается собором семи священников; впрочем, может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем. Видимая сторона таинства состоит в семикратном помазании человека елеем в виде креста на челе, ноздрях, щеках, устах, груди и обеих сторонах рук, сопровождаемом молитвами. В таинстве елеосвящения посылается людям свыше два божественных дара. Первый – это исцеление телесное. Второй дар – это отпущение грехов. Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому таинство елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление: в таинстве исцеляется, в первую очередь, наша душа. Страстная седмица Страстные дни (с 28 апреля по 4 мая) – последние дни перед Пасхой – путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю. Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими. Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским. В Великий четверг вечером читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа. В Великую пятницу во время вечерни выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе. Это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. В Великую субботу на утрени плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью. Праздники во время Великого поста 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы Один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. 27 апреля - Лазарева суббота В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря, которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим. На трапезе разрешается рыбная икра. 28 апреля – Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви - на Руси заменены вербой) - последнее воскресенье перед Пасхой. Великий двунадесятый праздник, иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной освящаются ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение). На трапезе разрешается рыба. Родительские субботы В 2013 году родительские субботы, дни особого поминовения усопших, приходятся на 30 марта, 6 и 13 апреля. В родительские дни Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве об усопших. Православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных). Татьяна БАЗИЛЕВСКАЯ, пресс-секретарь Орской епархии.