Великий пост – строгий, длится в 2013 году с 18 марта по 4 мая.
Весь смысл покаянного подвига, совершаемого Великим постом, как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца. Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Смысл поста – в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель.
О питании
С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным уставом: «сухоядение» – то есть хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты; «варение без елея» – вареные овощи, без растительного масла; «разрешение на вино и елей» – вино испивается мерой для укрепления сил постящихся; «разрешение на рыбу».
Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.
По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).
В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (28 апреля).
В Лазареву субботу (27 апреля) разрешается есть рыбную икру.
Первая неделя Великого поста и последняя – Страстная седмица – наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядие (пища не варится и не жарится), а в пятницу и субботу – полное воздержание от пищи.
Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. К посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.
В молитвах говорится: «Поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.
Пост – это постоянный подвиг
Пост – это доказательство, проверка истинности и силы любви и веры. Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает человек, чтобы избавиться от грехов и страстей.
Желающие быть христианами желают и подвига. Как же практически его совершать? Прекрасный ответ на этот вопрос дает наш современник, священноисповедник протоиерей Сергий Правдолюбов:
– Пришло время Великого поста. Семь недель нельзя есть скоромного. В первую седмицу, Крестопоклонную и Страстную – особенно строгий пост. По Уставу Церкви нельзя вкушать даже с постным маслом. Трудно? Очень, особенно в середине и во второй половине поста. Плоть протестует, требует, чтобы ее насытили. А ты принудь себя, одержи верх над плотью, проведи пост как следует. Если проведешь, тут и первый твой подвиг. Настало время молиться – принудь себя, вот и подвиг. Надо идти в церковь – тяжело, удерживают дела, увлечения, отвлекает и то, и другое – вооружись мужеством, оставь все и иди, – и это подвиг. Долго поют, тяжело стоять, но выдержи себя до конца службы, дождись отпуста, тоже подвиг. Бывает трудно молиться, холодность на сердце, но поклонами, вниманием, усилием старайся отогнать эти настроения, вот и подвиг. Слышишь где-то пересуды, смех, празднословие – уклонись или, по крайней мере, молчи, вот и подвиг. Имеешь нравящуюся тебе вещь, а кто-нибудь выразил желание иметь ее – отдай, тоже подвиг. Вынуждают тебя на гнев, прекословие, на ссору – уступи, удержи волнение смятенного сердца, вот и подвиг. Имеешь врагов, можешь им отомстить – остановись, не мсти; мало того, прости их и сделай им добро, это уже особый подвиг. Открывается тебе случай к неправедному, нечестному приобретению – уклонись, тоже подвиг. Похотливая плоть требует непозволенных Христовым законом удовольствий – откажи ей, и это будет подвиг. Вызывает кто-либо на веселости, на игру во время поста – уклонись, вот и подвиг. Все у тебя есть, но вспомни о ближних, нуждающихся в чем-либо, приглядись к их жизни, помоги в нужде и не воздыхай и не жалей о том, что им даешь, вот и подвиг, подвиг блистательный. Подашь нуждающемуся человеку, а руку невидимо протянет и примет Христос. И будет у тебя собираться богатство нетленное на Небесах. Этот подвиг непременно усвой, он обязателен для христиан».
Соборование
Великим постом для исповедающихся и причащающихся христиан в храмах проводится таинство елеосвящения. Елеосвящение – это священнодействие, в котором, при помазании тела маслом (елеем), призывается на болящего благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные болезни. Оно именуется также «соборованием», так как совершается собором семи священников; впрочем, может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем. Видимая сторона таинства состоит в семикратном помазании человека елеем в виде креста на челе, ноздрях, щеках, устах, груди и обеих сторонах рук, сопровождаемом молитвами. В таинстве елеосвящения посылается людям свыше два божественных дара. Первый – это исцеление телесное. Второй дар – это отпущение грехов. Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому таинство елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление: в таинстве исцеляется, в первую очередь, наша душа.
Страстная седмица
Страстные дни (с 28 апреля по 4 мая) – последние дни перед Пасхой – путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю.
Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими.
Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.
В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.
В Великий четверг вечером читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.
В Великую пятницу во время вечерни выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе. Это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.
В Великую субботу на утрени плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.
Праздники во время Великого поста
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
Один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло.
27 апреля - Лазарева суббота
В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря, которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим. На трапезе разрешается рыбная икра.
28 апреля – Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви - на Руси заменены вербой) - последнее воскресенье перед Пасхой.
Великий двунадесятый праздник, иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной освящаются ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение). На трапезе разрешается рыба.
Родительские субботы
В 2013 году родительские субботы, дни особого поминовения усопших, приходятся на 30 марта, 6 и 13 апреля.
В родительские дни Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве об усопших. Православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных).
Татьяна БАЗИЛЕВСКАЯ, пресс-секретарь Орской епархии.