Гвардеец труда. Новотроицк

Иверский женский монастырь в Орске привлекает внимание краеведов

В рамках проекта «Профессиональное краеведение: новотроицкий формат» группа работников Централизованной библиотечной системы побывала в Иверском женском монастыре соседнего Орска.

Иверский женский монастырь в Орске привлекает внимание краеведов Иверский женский монастырь в Орске привлекает внимание краеведов Иверский женский монастырь в Орске привлекает внимание краеведов Иверский женский монастырь в Орске привлекает внимание краеведов Иверский женский монастырь в Орске привлекает внимание краеведов Иверский женский монастырь в Орске привлекает внимание краеведов Иверский женский монастырь в Орске привлекает внимание краеведов Иверский женский монастырь в Орске привлекает внимание краеведов Иверский женский монастырь в Орске привлекает внимание краеведов

Всё начинается с любви

Основная цель проекта –  активизация краеведческой деятельности библиотек, разработка новых событий, внедрение инновационных форм работы. А реализация проекта идет через вдохновение и любовь к родному краю. Каждое выездное мероприятие не просто обогащает библиотекарей новыми знаниями, но в первую очередь позволяет им вновь испытать восхищение природой, культурой и историей малой родины. Эти чувства вдохновляют на новые мероприятия, наполняют даже привычные формы работы разнообразием и творческой фантазией.

С этой точки зрения поездка в Иверский женский монастырь Орска – бесценный опыт, позволяющий постичь культуру родного края через радость благодати.

Богатство истории

Новотроицкие библиотекари прибыли в Иверский женский монастырь Орска теплым погожим утром и присоединились к группе других посетителей. Молодая монахиня Вера радушно встретила гостей. Она рассказала об истории монастыря, об Иверской иконе Божией Матери и провела собравшихся по главным объектам архитектурного ансамбля. 

Одним из первых стал храм во имя святой преподобной Марии Египетской, расположенный в центре внутреннего дворика монастыря. Он символизирует древнее женское подвижничество. 

– Этот храм создан по принципу знаменитого Афонского храма, – сказала монахиня Вера. – Он призван переносить нас в древность, напоминать о сохранившихся до наших дней старинных храмах. 

Здесь чувствуется дух старины. Он создается благодаря старинным иконам, которые, судя по всему, были использованы еще в храмах дореволюционной эпохи. В этом храме нет электрического освещения, и поэтому богослужения совершаются только при свечах. Особую атмосферу придает большой, потемневший от времени крест, который в свое время был найден недалеко от Гая. Считается, что его поставил некий купец в память о погибшем сыне. 

Собравшиеся увидели храм во имя преподобного Гавриила Ургебадзе. Храм является символом дружбы и духовной связи россиян с грузинским народом. Сооружение выполнено в грузинском архитектурном стиле, в частности, обложено диким камнем. К храму пристроена келья, в которой сестры монастыря могут уединяться в годовщину своего пострига на трехдневное бдение.

Большой интерес у участников экскурсии вызвал пещерный храм в честь святителя Николая Чудотворца. Нужно сказать, что пещерные храмы являются традиционными для русских монастырей: они дают возможность полного уединения для духовных практик.

И, конечно, новотроицкие библиотекари не упустили возможности пройти по Богородичной дорожке, расположенной в уютном и живописном месте. Она пролегает вокруг озера, которое находится близи часовни преподобного Серафима Саровского.

Рукотворная красота

Монахиня Вера рассказывала участникам экскурсии об истории создания объектов монастырского архитектурного комплекса и о жизни святых, с именами которых они связаны.

Но не менее интересными были рассказы о современной жизни монастыря, о том, как здесь ведется хозяйство. Гостям были показаны виноградник и фруктовый сад, они узнали о работе пекарни. К слову, по завершении экскурсии все желающие смогли приобрести в монастырской лавке хлебобулочные, молочные и кондитерские изделия, изготовленные здесь.

Особенное же внимание вызвала иконописная мастерская. Здесь реставрируются старые иконы, создаются новые образы. Многие иконы в свое время передавались в дар монастырям и малоимущим приходам. Монахиня Вера сообщила, что в день экскурсии в мастерской трудились над иконами для одного из новотроицких храмов. Гости с удовольствием наблюдали за этой работой, вдыхали запахи свежих красок.

Среди икон, находящихся в мастерской, особое место занимает старинный образ Николая Чудотворца. Он знаменателен тем, что поверхность иконы усыпана россыпью мелких пробоин. Это следы расстрела, которому подвергся образ святого, очевидно, в период гражданской войны. Икона не реставрируется специально, чтобы сохранить историческую память.