Обстановка, в которой проходила наша встреча с Андреем Матушкиным, была не совсем подходящей. Андрей Семенович приболел и проходил лечение в стационаре. Но, возможно, именно это обстоятельство помогло увидеть человека совсем иначе, хотя мы знакомы много лет. Про себя отметила: поседел, похудел, но форму не потерял. А вот глаза все те же – светлые, добрые, с лукавинкой.
В Новотроицке Матушкин – человек пришлый, но именно ему довелось вписать в историю города одни из самых ярких страниц, здесь пришла к нему настоящая трудовая слава: почетный гражданин города, почетный металлург, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, двенадцать лет депутат городского Совета, член обкома партии.
Сам Андрей Семенович никогда не задумывался, откуда корни такого жизненного успеха. А они – в детстве, на той благодатной кировской земле, в простой крестьянской семье, где росло шестеро ребятишек, где не было большого достатка, но в почете всегда оставался труд. Повзрослел Андрей рано. В сентябре 41-го отца забрали на фронт, и в этом же году в боях подо Ржевом он погиб. Можно только догадываться, сколько физических, нравственных сил потребовалось матери, чтобы поднять детей. Младшие Матушкины не осознавали, что в лихую годину и на их плечи легли тяготы тыла. Просто знали: взрослые мужчины на войне, а землю надо пахать, хлеб сеять, убирать. И вставали рядом с матерями. За нехитрыми детскими забавами помнили о главном – их труд нужен фронту.
О том, что жизнь сделает крутой поворот и сельский парнишка станет известным металлургом, Андрей и думать не мог. После службы в армии приехал в Нижний Тагил, где жила родня. Самое крупное предприятие города – металлургический комбинат. Туда и пошел. В отделе кадров предложили должность подручного сталевара. А почему бы нет? Парень молодой, крепкий, к работе привыкший. Согласился.
Огромный цех, море огня поразили Андрея. «Я сразу влюбился в эту работу», -- признается он. Здесь, на Нижнетагильском металлургическом, Матушкин прошел свои первые университеты. Его учителями и наставниками стали известные мастера-металлурги -- Герой Социалистического Труда Анатолий Константинович Гусаров и лауреат Сталинской премии Владимир Иванович Зубков, требовавшие жесткой, почти военной дисциплины во всем. У них он учился искусству сталеварения, умению чувствовать металл. Это трудно объяснить словами – это приходит с годами. Почти романтическая любовь к раскаленному металлу растворялась в твердом знании того, куда он пойдет, как будет служить людям.
Матушкин становился мастером сталеварения. В декабре 1960 года именно его пригласили осваивать новые печи на Орско-Халиловском металлургическом комбинате. Строился цех, коллектив только складывался. Здесь Андрей Семенович также встретил настоящих профессионалов, с кем пришлось налаживать производство, о ком и сегодня он говорит с глубоким уважением, -- Валерия Скрыля, Виктора Калинушкина, Василия Зайцева.
Новотроицкие металлурги всегда славились в отрасли не только скоростными плавками, но и высоким качеством чугуна, стали. И свой вклад в успех вносили сталеварские бригады мастера Матушкина и он лично как высококлассный сталевар. Не случайно освоить производство разработанной двумя научно-исследовательским институтами новой марки конструкционной стали 16Г2АФ поручили сталеварам Андрея Семеновича. За эту работу в 1979 году ему была присуждена Государственная премия СССР.
Бригады А.С.Матушкина работали без срывов. Сталь выдавалась только по заказам, высокого качества, сверх плана. Но этого мастеру Матушкину было мало. Он предлагает для общего контроля и, самое главное, для помощи отстающим организовать цеховой совет бригад. С Андреем Семеновичем соглашается руководство. Два раза в месяц начал собираться совет, оперативно решая возникающие проблемы. Дела в цехе заметно поправились.
Учеба и труд рядом идут – это про Матушкина. Не окончил в свое время Андрей Семенович в родном селе среднюю школу. Сделал это уже в Нижнем Тагиле. А в Новотроицке получил образование в металлургическом техникуме. Даже с первого раза поступил во Всесоюзный заочный политехнический институт. Но к тому времени ему уже было за сорок, и он решил, что к пятидесяти годам диплом вроде бы ни к чему. Хотя в глубине души немного сожалеет, что не довел дело до конца.
Более 45 лет прожил Матушкин у огня и считает: это дело для настоящих мужчин.
Как-то встречался Андрей Семенович со студентами металлургического техникума. Ребята спросили его:
-- Нравится вам такая жизнь? Вы счастливый человек?
-- Да. Другой жизни себе не представляю. Наше дело трудное, не все выдерживают. Но те, кто остается в цехе, навсегда связывают свою жизнь с огнем.
Трудная и опасная основная работа, множество общественных нагрузок. Должен ведь быть и какой-то противовес всему этому. Таким противовесом для Андрея Семеновича всегда была семья, супруга Ольга Алексеевна, с которой они прожили 56 лет. Мягкая и какая-то очень уютная, она смогла сделать дом святым местом, где всем было тепло, комфортно: мужу, двум дочкам, внукам, правнуку, близким и знакомым. Недавно дом осиротел: не стало Ольги Алексеевны. Потерю супруги Андрей Семенович переживает стоически, его поддерживают дети. Он считает, что оставшуюся жизнь посвятит только им – дорогим сердцу людям.
Мы разговариваем с Андреем Семеновичем о нынешней жизни, вспоминаем общих знакомых и их судьбы. Ему, ветерану-металлургу, воспитанному на других нравственных ценностях, непонятны многие современные новации, заложником которых становится простой человек. Как-то в областной газете А.С.Матушкин писал: «Наше время – время перестройки всей жизни. Рабочего человека перестроить не трудно. Ему нужно создать условия для работы, и все будет в порядке…».