Гвардеец труда. Новотроицк

Василий Панферов, руководитель народного хора «Надежда»

Публикация от 14 августа 2024 г.

Василий Панферов, руководитель народного хора «Надежда» Василий Панферов, руководитель народного хора «Надежда» Василий Панферов, руководитель народного хора «Надежда» Василий Панферов, руководитель народного хора «Надежда»

В 1963 году в средней школе казахстанского совхоза имени Героя гражданской войны Амальгенды Иманова появился музыкальный кружок. Среди ребят, осваивавших баян, был очень упорный мальчик Вася. Возвращаясь с занятий, дома он часами оттачивал свои умения, пользуясь нарисованной на картоне клавиатурой. Видя увлеченность сына, отец с матерью, посовещавшись, купили пареньку настоящий баян. Ради этого они пошли на серьезный для сельских жителей шаг – продали корову. Наслаждаясь игрой своего сына, родители не догадывались, что подарили тогда радость жителям еще незнакомого им уральского города. Не знали, что пройдут годы и баян их сына Василия Панферова зазвучит в Новотроицке, пробуждая в человеческих сердцах надежду и счастье.

Неугомонная душа

Сегодня Василию Панферову уже 75 лет, но его энергию впору ставить в пример иным двадцатилетним. Он руководит народным хором ветеранов «Надежда» и народным ансамблем казачьей песни «Казачья вольница» в Хабарном, не отказывается от участия в общегородских мероприятиях. При этом он еще по-прежнему обладает хорошим голосом: поет со своими коллективами – и на репетициях, и на выступлениях.

В характере Василия Ивановича сочетаются и мудрая основательность, и юношеская неугомонность, что легко объясняется сложившимся в его семье мировоззрением. Его родители – Иван Иванович и Мария Васильевна – уроженцы казачьего села Студенцы Саракташского района. Мать – из семьи потомственных яицких казаков, отец – правнук крестьян, отправленных на Урал во времена Столыпинской реформы. Иван Иванович, прошедший Великую Отечественную войну танкистом, стремился к смелым решениям, не боялся кардинально менять жизнь. Мария Васильевна во всем поддерживала мужа, обустраивала крепкое хозяйство на каждом новом месте.

В 1950 году Панферовы переехали из Студенцов в Оренбург, где главе семейства предложили работу. А уже в 1954 году Иван Иванович вновь сорвался с места: отправился в степи северного Казахстана на освоение целины.

Звуки гармони под вечерним небом

– Поселок целинников находился прямо у полей, – рассказывает Василий Панферов. – Вместо домов – вагончики, вместо столовой – столы под тряпичными тентами. А невдалеке – блестящие под солнцем тяжелые новенькие тракторы. Прямо как в кинофильме «Иван Бровкин на целине». У нас со старшим братом Александром буквально дух захватило от такого вида, наполненного целинной романтикой.

Отец Василия Ивановича был трактористом, мама работала прицепщицей. В течение дня наш герой вместе с другими детьми целинников был под присмотром молодой поварихи – тети Ули. Мальчишки не упускали случая побегать по окрестностям: их манили заросли ежевики, смородины, обилие грибов в пойме Ишима.

На глазах семилетнего Васи веками не тронутые степи превращались в плодородные нивы. До сих пор мужчина помнит запах хлеба, который наполнял воздух, когда десятки машин ежедневно везли зерно на элеватор.

А еще ему запомнились вечера, когда целинники после тяжелой работы, довольные ее результатом, собирались вместе после ужина.

– Папа играл на гармони, – продолжает Василий Иванович. – Взрослые пели, а дети подхватывали. Там были задорная «Едут новоселы», немного грустная «Рябина кудрявая» и особенно любимая моей мамой песня «Оренбургский пуховый платок».

Из Шанхая в Новотроицк

Через год целинники переехали в совхоз Амальгенды Иманова. Тот его район, где люди поселились в предоставленных им коттеджах, с легкой руки какого-то шутника получил название Пекин, а участок с построенными самими работниками домами – Шанхай. Там и жили Панферовы. Как уже говорилось, первые уроки игры на баяне Василий Иванович получил в школе. Затем поступил в музыкальное училище казахстанского Петропавловска. Продолжил обучение в Целиноградском институте культуры, где получил специальность хорового дирижера. Потом – двухлетняя служба в армии, в течение которой В.Панферов был солистом военного ансамбля песни и пляски. К слову, там он выступал вместе с Поладом Бюльбюль оглы, впоследствии ставшим звездой советской эстрады. После «дембеля» вернулся в Целиноград. Немного поработал в одном из самодеятельных коллективов. Во время отпуска в 1975 году приехал в Новотроицк навестить брата и перебравшихся к нему родителей.

– Родня подступила ко мне с уговорами, дескать, переезжай сюда, – говорит Василий Иванович. – Я не был против: город мне очень понравился – молодой, аккуратный, чистый.

Однако окончательное решение он принял после случайной, но судьбоносной встречи.

– Мои родители жили в районе остановки  «Имени Свистунова», и я частенько прохаживался по улице, – поясняет Василий Панферов. – И вот однажды во время прогулки мне захотелось выпить чего-нибудь прохладительного. Невдалеке была столовая, зашел туда. Там же отдыхала группа мужчин. Они громко разговаривали, и по некоторым специфическим словам я понял, что они музыканты. Подошел, познакомился. Так и есть! Это были работники Дома культуры «Строитель» Владимир Берначук и Вячеслав Козлов. После небольшого разговора они предложили мне работать в ДК и тут же отвели меня к руководителю «Строителя» Виталию Семеновичу Муковозову. Он коротко расспросил меня о том, что я умею, что могу, и сказал: «Приходите завтра!».

Песня рождается в душе

Сначала Василий Панферов был аккомпаниатором, а затем возглавил хор русской песни, который под его руководством заслужил звание народного. С 1988 года он параллельно возглавлял хабарненский ансамбль «Сударушка».

– Честно говоря, сначала я думал, что это будет временное место работы, – признается Василий Иванович, – но после первой же репетиции был поражен талантом исполнителей. Решил: не покину этот коллектив!

И Василий Панферов остался верен своему слову. В девяностые годы финансовый кризис коснулся и сферы культуры. Кроме того, из творческих коллективов стали уходить исполнители: люди трудились на нескольких работах, чтобы обеспечить семьи. Ряды русского народного хора ДК «Строитель» редели, и предсказуемый печальный финал становился очевидным. В какой-то момент Василий Иванович сделал непростой для себя шаг: уволился из Дома культуры и устроился слесарем на коксохимическое производство комбината. Но тем не менее от хабарненской «Сударушки» он не отказался: после трудовых смен спешил на репетиции.

В 1998 году он окончательно вернулся в сферу культуры. К тому времени Дом культуры «Строитель» уже стал Молодежным центром. Вновь начинал аккомпаниатором, а через несколько лет получил предложение возглавить хор от председателя ветеранской организации комбината Нины Данилиной.

– Я согласился, но сразу озвучил главное условие: занятия будут проходить на базе Молодежного центра, – отмечает Василий Панферов. – Здесь есть все условия для того, чтобы люди занимались вокалом с удовольствием. Мне пошли навстречу. Так, в 2001 году появился хор ветеранов «Надежда», и в 2006 году он получил звание народного.

Рассказывая о Василии Ивановиче, нельзя умолчать о том, что он пишет песни, вдохновляясь полюбившимися стихами.

– Я никогда не стремился создавать популярные песни, – подчеркивает он. – Это получается само собой: мелодия рождается в сердце, идет из самой души.

И именно так – из души и сердца – родилась у него идея создания ансамбля казачьей песни. Таковой появился в 2005 году на основе хабарненской «Сударушки»  и получил название «Казачья вольница», а уже через три года был удостоен звания народного.

– Казачьи песни отличаются особенным вокалом, – говорит Василий Панферов. – «Верхние» мужские голоса задают общий тон композиции, а «нижние» женские будто бы обволакивают пение, придают исполнению неповторимый тон, затрагивающий самые потаенные струны сердца. И мне, как потомку студенцовских станичников, очень приятно, что сегодня казачьи песни и казачья культура в целом популярны среди молодежи. В нашем коллективе все исполнители в возрасте около сорока лет.

Я благодарен Богу!

Рассказывая о хоровых коллективах, Василий Иванович не делает акцента на победах в конкурсах, фестивалях, смотрах.

– Главная заслуга хора – не в наградах, – подчеркивает он, – а в том, что коллектив дарит людям возможность заниматься музыкой, пением в кругу друзей-единомышленников. Музыка дарит надежду, помогает преодолевать сложные ситуации, ободряет. Песня удесятеряет радость, врачует душевные раны, дает силы жить. Я прочувствовал это на собственном опыте. В девяностые баян и песня помогали мне не опускать руки. А когда в мир иной ушла моя супруга Лидия Михайловна, музыка помогла мне справиться с болью утраты.

Мне есть за что сказать судьбе «Спасибо!». Я благодарен Богу за то, что он одарил меня талантом и возможностью передавать людям свет и добро народной песни.


Фото из архива Василия Парфенова.