Гвардеец труда. Новотроицк

С песней по жизни. Василий Панферов, руководитель народного хора «Надежда»

В 1963 году в средней школе казахстанского совхоза имени Героя гражданской войны Амальгенды Иманова появился музыкальный кружок. Среди ребят, осваивавших баян, был очень упорный мальчик Вася. Возвращаясь с занятий, дома он часами оттачивал свои умения, пользуясь нарисованной на картоне клавиатурой. Видя увлеченность сына, отец с матерью, посовещавшись, купили пареньку настоящий баян. Ради этого они пошли на серьезный для сельских жителей шаг – продали корову. Наслаждаясь игрой своего сына, родители не догадывались, что подарили тогда радость жителям еще незнакомого им уральского города. Не знали, что пройдут годы и баян их сына Василия Панферова зазвучит в Новотроицке, пробуждая в человеческих сердцах надежду и счастье.

Неугомонная душа

Сегодня Василию Панферову уже 75 лет, но его энергию впору ставить в пример иным двадцатилетним. Он руководит народным хором ветеранов «Надежда» и народным ансамблем казачьей песни «Казачья вольница» в Хабарном, не отказывается от участия в общегородских мероприятиях. При этом он еще по-прежнему обладает хорошим голосом: поет со своими коллективами – и на репетициях, и на выступлениях.

В характере Василия Ивановича сочетаются и мудрая основательность, и юношеская неугомонность, что легко объясняется сложившимся в его семье мировоззрением. Его родители – Иван Иванович и Мария Васильевна – уроженцы казачьего села Студенцы Саракташского района. Мать – из семьи потомственных яицких казаков, отец – правнук крестьян, отправленных на Урал во времена Столыпинской реформы. Иван Иванович, прошедший Великую Отечественную войну танкистом, стремился к смелым решениям, не боялся кардинально менять жизнь. Мария Васильевна во всем поддерживала мужа, обустраивала крепкое хозяйство на каждом новом месте.

В 1950 году Панферовы переехали из Студенцов в Оренбург, где главе семейства предложили работу. А уже в 1954 году Иван Иванович вновь сорвался с места: отправился в степи северного Казахстана на освоение целины.

Звуки гармони под вечерним небом

– Поселок целинников находился прямо у полей, – рассказывает Василий Панферов. – Вместо домов – вагончики, вместо столовой – столы под тряпичными тентами. А невдалеке – блестящие под солнцем тяжелые новенькие тракторы. Прямо как в кинофильме «Иван Бровкин на целине». У нас со старшим братом Александром буквально дух захватило от такого вида, наполненного целинной романтикой.

Отец Василия Ивановича был трактористом, мама работала прицепщицей. В течение дня наш герой вместе с другими детьми целинников был под присмотром молодой поварихи – тети Ули. Мальчишки не упускали случая побегать по окрестностям: их манили заросли ежевики, смородины, обилие грибов в пойме Ишима.

На глазах семилетнего Васи веками не тронутые степи превращались в плодородные нивы. До сих пор мужчина помнит запах хлеба, который наполнял воздух, когда десятки машин ежедневно везли зерно на элеватор.

А еще ему запомнились вечера, когда целинники после тяжелой работы, довольные ее результатом, собирались вместе после ужина.

– Папа играл на гармони, – продолжает Василий Иванович. – Взрослые пели, а дети подхватывали. Там были задорная «Едут новоселы», немного грустная «Рябина кудрявая» и особенно любимая моей мамой песня «Оренбургский пуховый платок».

Из Шанхая в Новотроицк

Через год целинники переехали в совхоз Амальгенды Иманова. Тот его район, где люди поселились в предоставленных им коттеджах, с легкой руки какого-то шутника получил название Пекин, а участок с построенными самими работниками домами – Шанхай. Там и жили Панферовы. Как уже говорилось, первые уроки игры на баяне Василий Иванович получил в школе. Затем поступил в музыкальное училище казахстанского Петропавловска. Продолжил обучение в Целиноградском институте культуры, где получил специальность хорового дирижера. Потом – двухлетняя служба в армии, в течение которой В.Панферов был солистом военного ансамбля песни и пляски. К слову, там он выступал вместе с Поладом Бюльбюль оглы, впоследствии ставшим звездой советской эстрады. После «дембеля» вернулся в Целиноград. Немного поработал в одном из самодеятельных коллективов. Во время отпуска в 1975 году приехал в Новотроицк навестить брата и перебравшихся к нему родителей.

– Родня подступила ко мне с уговорами, дескать, переезжай сюда, – говорит Василий Иванович. – Я не был против: город мне очень понравился – молодой, аккуратный, чистый.

Однако окончательное решение он принял после случайной, но судьбоносной встречи.

– Мои родители жили в районе остановки  «Имени Свистунова», и я частенько прохаживался по улице, – поясняет Василий Панферов. – И вот однажды во время прогулки мне захотелось выпить чего-нибудь прохладительного. Невдалеке была столовая, зашел туда. Там же отдыхала группа мужчин. Они громко разговаривали, и по некоторым специфическим словам я понял, что они музыканты. Подошел, познакомился. Так и есть! Это были работники Дома культуры «Строитель» Владимир Берначук и Вячеслав Козлов. После небольшого разговора они предложили мне работать в ДК и тут же отвели меня к руководителю «Строителя» Виталию Семеновичу Муковозову. Он коротко расспросил меня о том, что я умею, что могу, и сказал: «Приходите завтра!».

Песня рождается в душе

Сначала Василий Панферов был аккомпаниатором, а затем возглавил хор русской песни, который под его руководством заслужил звание народного. С 1988 года он параллельно возглавлял хабарненский ансамбль «Сударушка».

– Честно говоря, сначала я думал, что это будет временное место работы, – признается Василий Иванович, – но после первой же репетиции был поражен талантом исполнителей. Решил: не покину этот коллектив!

И Василий Панферов остался верен своему слову. В девяностые годы финансовый кризис коснулся и сферы культуры. Кроме того, из творческих коллективов стали уходить исполнители: люди трудились на нескольких работах, чтобы обеспечить семьи. Ряды русского народного хора ДК «Строитель» редели, и предсказуемый печальный финал становился очевидным. В какой-то момент Василий Иванович сделал непростой для себя шаг: уволился из Дома культуры и устроился слесарем на коксохимическое производство комбината. Но тем не менее от хабарненской «Сударушки» он не отказался: после трудовых смен спешил на репетиции.

В 1998 году он окончательно вернулся в сферу культуры. К тому времени Дом культуры «Строитель» уже стал Молодежным центром. Вновь начинал аккомпаниатором, а через несколько лет получил предложение возглавить хор от председателя ветеранской организации комбината Нины Данилиной.

– Я согласился, но сразу озвучил главное условие: занятия будут проходить на базе Молодежного центра, – отмечает Василий Панферов. – Здесь есть все условия для того, чтобы люди занимались вокалом с удовольствием. Мне пошли навстречу. Так, в 2001 году появился хор ветеранов «Надежда», и в 2006 году он получил звание народного.

Рассказывая о Василии Ивановиче, нельзя умолчать о том, что он пишет песни, вдохновляясь полюбившимися стихами.

– Я никогда не стремился создавать популярные песни, – подчеркивает он. – Это получается само собой: мелодия рождается в сердце, идет из самой души.

И именно так – из души и сердца – родилась у него идея создания ансамбля казачьей песни. Таковой появился в 2005 году на основе хабарненской «Сударушки»  и получил название «Казачья вольница», а уже через три года был удостоен звания народного.

– Казачьи песни отличаются особенным вокалом, – говорит Василий Панферов. – «Верхние» мужские голоса задают общий тон композиции, а «нижние» женские будто бы обволакивают пение, придают исполнению неповторимый тон, затрагивающий самые потаенные струны сердца. И мне, как потомку студенцовских станичников, очень приятно, что сегодня казачьи песни и казачья культура в целом популярны среди молодежи. В нашем коллективе все исполнители в возрасте около сорока лет.

Я благодарен Богу!

Рассказывая о хоровых коллективах, Василий Иванович не делает акцента на победах в конкурсах, фестивалях, смотрах.

– Главная заслуга хора – не в наградах, – подчеркивает он, – а в том, что коллектив дарит людям возможность заниматься музыкой, пением в кругу друзей-единомышленников. Музыка дарит надежду, помогает преодолевать сложные ситуации, ободряет. Песня удесятеряет радость, врачует душевные раны, дает силы жить. Я прочувствовал это на собственном опыте. В девяностые баян и песня помогали мне не опускать руки. А когда в мир иной ушла моя супруга Лидия Михайловна, музыка помогла мне справиться с болью утраты.

Мне есть за что сказать судьбе «Спасибо!». Я благодарен Богу за то, что он одарил меня талантом и возможностью передавать людям свет и добро народной песни.


Фото из архива Василия Парфенова.

С песней по жизни. Василий Панферов, руководитель народного хора «Надежда» С песней по жизни. Василий Панферов, руководитель народного хора «Надежда» С песней по жизни. Василий Панферов, руководитель народного хора «Надежда» С песней по жизни. Василий Панферов, руководитель народного хора «Надежда»