Весна – традиционное время подведения итогов для нашего здравоохранения. Именно в это время проходит ежегодная коллегия горздрава, на которой рассматриваются все показатели деятельности новотроицкой медицины. Нынешний год не стал исключением. В списке поднятых проблем немало говорилось о доступности медицинской помощи.
Интернет – хорошо, но живая очередь надежнее?
Сегодня, чтобы записаться на прием к врачу, новотройчане могут воспользоваться несколькими вариантами. В поликлинике городской больницы №1 трудно не заметить терминал, предназначенный именно для этой цели. С его помощью можно выбрать нужного специалиста и забронировать себе время посещения доктора. В регистратуре подтвердили: в течение дня к терминалу подходит немало посетителей. Но когда мы попытались выяснить мнение о его работе, нам так и не удалось встретить в фойе поликлиники человека, хоть раз воспользовавшегося такой услугой.
– Я записываюсь дома через Интернет, мне так удобнее, – выразила мнение многих Инна Будкова. – Очень рада, что теперь есть такая возможность – сама теперь так к врачам обращаюсь и с дочерью записываюсь, когда необходимо. Это просто спасение для меня.
Электронная регистратура действительно стала спасением для многих. Но не для всех.
– Я пробовала записаться через Интернет, но, как правило, сталкивалась с тем, что все брони оказывались заняты, – делится девушка по имени Маша. – Поэтому, когда надо к врачу, просто иду в поликлинику пораньше, стою в очереди, считаю, так надежнее. Недавно была в стоматологии, пришла в начале седьмого. В 7.30 там начинает работать регистратура, и поскольку я оказалась третьей, мне достался бесплатный номерок, вылечила зуб, ничего не заплатив, осталась очень довольна.
Если уж молодые предпочитают традиционную очередь электронной записи, то что говорить о пенсионерах, у которых Интернета, как правило, нет. Раннее утро. В поликлинике второй горбольницы регистратура еще не работает, но в коридоре уже собрался народ – картина, которую можно увидеть в каждой поликлинике города. Кто-то пришел в шесть часов, а кто-то и раньше, иначе, как показывает опыт, номерка на этот день не получить.
О том, что не все больницы в равной степени используют потенциал электронной регистратуры и записи по телефону, тоже говорилось на коллегии управления городского здравоохранения. К тем руководителям, которые такие возможности не развивают, было обещано принять самые серьезные административные меры.
Не всегда имея возможность получить заветный талончик к специалисту в поликлинике, больные, которым откладывать визит к врачу невмочь, идут в приемный покой стационаров. И уже там получают консультацию у заведующих отделений или дежурных врачей. И это притом, что в последние годы только и говорится о необходимости развития амбулаторно-поликлинического звена.
Однако не только пациентам бывает проблематично записаться на прием к новотроицким докторам. Наши врачи тоже испытывают сложности, записывая своих больных на консультацию в областную клиническую больницу.
– Думаю, все, кто работает в поликлинике, поддержат меня: предложенный сервер не выполняет свою функцию из-за перегрузки. Поэтому записать пациента по онкологии, кардиологии, гастроэнтерологии, любым другим направлениям можно только в утренние часы или после рабочего дня, – обозначил проблему, выступая на итоговой коллегии, главный терапевт города Андрей Киселев.
Словом, с доступностью медицинской помощи есть проблемы. Что уж говорить о высоких технологиях, за которыми, как правило, приходится ехать в федеральные центры.
– Высокотехнологичная помощь регламентирована полисом обязательного медицинского страхования, – продолжил А.Киселев. – Но все, кто с этим сталкивался, знают, как сложно отправить пациента на такое лечение. На всех уровнях о нем красиво рассказывается, но иногда, даже включив личные контакты, отправить в федеральные центры пациента бывает практически невозможно.
На сердечность нет ни времени, ни сил
Очереди у кабинетов поликлиник – прямое следствие дефицита кадров в нашем здравоохранении. Обеспеченность врачами в Новотроицке меньше, чем в среднем по области. А из тех, кто работает, более 40 процентов достигли пенсионного возраста.
– Несмотря на то что количество штатных должностей уменьшается, из года в год укомплектованность врачебными кадрами в детской больнице города тоже снижается и сейчас составляет всего 52 процента. На изменения в лучшую сторону в ближайшем будущем надеяться не приходится, – сообщила на коллегии главный педиатр города Светлана Болдырева. – Сейчас ведется большая работа по подготовке молодых специалистов, и мы хотели бы, чтобы они пришли к нам, но на данный момент можно только констатировать: почти треть работающих в детском здравоохранении – люди старше 55 лет. И ожидаемые молодые специалисты вряд ли смогут перекрыть имеющийся дефицит, если вдруг врачи-пенсионеры захотят уйти на заслуженный отдых. Между тем укомплектованность врачебными кадрами напрямую связана с удовлетворенностью населения оказанием медицинской помощи, эффективностью и качеством работы врачей. Конечно, нужно быть внимательным, сердечным. Но просто у каждого есть резерв своих сил. На наше детское население положено 23 участка, а у нас из-за нехватки педиатров их всего 18. Участки приходится укрупнять, и это значит, идет дополнительная нагрузка на врачей, что не может радовать ни их, ни пациентов.
С обеспеченностью узкими специалистами дело обстоит еще хуже. В городе осталось по одному детскому отоларингологу и окулисту. Ортопед, хирург, эндокринолог, кардиолог являются совместителями и несут на своих плечах огромный объем работы. Уролога-андролога, который требуется при проведении профилактических осмотров в некоторых возрастных группах, у нас и вовсе нет.
«03» как спасение
Еще один вариант для больного, не попавшего на прием к врачу в поликлинике, – набрать «03». Каждые сутки на Новотроицкую станцию скорой медицинской помощи поступает до 150 вызовов. А если сезон простуд, праздники или дни выдачи зарплаты на крупных предприятиях, то и все 200. На первом месте в числе вызовов – болезни системы кровообращения, органов дыхания. При всей серьезности недугов, многих звонков в «скорую», связанных именно с этими заболеваниями, можно было бы избежать, уверены медики. Но для этого хронические больные должны не забывать о прописанном им лечении.
– Особенно это касается гипертонической болезни, – отметил начальник управления здравоохранения города Дмитрий Поветкин. – «Скорая помощь», по сути, выполняет несвойственную ей функцию амбулаторно-поликлинической службы. А участковые врачи, в свою очередь, недорабатывают.
И все же дело не только в нежелании больных пить таблетки по расписанию. Очень часто причина несистематического лечения в дороговизне этих самых таблеток.
– Возможно, есть и наша вина, что мы не следим достаточным образом, как лечатся наши пациенты. Но у врачей нет времени, а у пациентов нет особого желания и понимания того, что им нужно принимать прописанные медикаменты, – отметил Андрей Киселев. – Еще одной важной проблемой является то, что препараты для снижения уровня артериального давления дороги и не всем по карману. В западных странах пациенту, имеющему полис обязательного медицинского страхования, препараты, предусмотренные по стандартам оказания помощи, дают бесплатно, потому что человек болеет. А у нас эти лекарства начинают выдавать бесплатно, только когда случилась катастрофа — инфаркт или острое нарушение мозгового кровообращения.
Таким образом, мы имеем то, что имеем. Укомплектованность врачами на станции скорой медицинской помощи год от года снижается. Сегодня она на уровне 28 процентов. Фельдшеров - 75 процентов. А количество вызовов меньше не становится. Обращаемость горожан в службу «03» растет и превышает федеральные нормативы.
Между тем амбулаторно-поликлинические учреждения, по данным той же статистики, новотройчане тоже посещают чаще, чем в среднем жители области. И надо полагать, не из особого стремления постоять в очереди.
Анна СИМОНОВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.