Научный и технический прогресс все больше проникает во все сферы жизни и деятельности человека. Образование — не исключение. А может, напротив, — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей. Переход на новые государственные образовательные стандарты, применение инновационных технологий диктует необходимость модернизации всего процесса обучения. Поэтому оснащение школ новым, современным оборудованием становится одной из первостепенных задач руководителей образовательных учреждений.
Школа № 15 за последние годы заметно преобразилась: сделан неплохой ремонт, спланирована и облагорожена пришкольная территория. Но главные изменения в глаза не бросаются, а они весьма значительны. И директор Наталья Тарских с гордостью рассказывает о них:
-- Школа технически оснащается. Только в прошлом году мы приобрели 17 ноутбуков, 4 компьютера, черно-белые и цветные принтеры, ксероксы, для одного класса под ФОГС купили полный комплект оборудования на 200 тысяч рублей. Начальные классы практически обеспечены экранами, проекторами. Меняем часть компьютеров на ноутбуки: они проще, удобнее для работы. Дети ходят на исследовательские конференции, они могут взять ноутбук, заложить туда необходимую информацию и пользоваться ею.
Предметом гордости руководства школы является новый, «упакованный по полной», как говорят ребята, кабинет информатики. Это позволило впервые ввести информатику в программу для пяти- и шестиклассников, хотя в базовом компоненте ее нет. В планах – ставить хотя бы один час в неделю информатики учащимся вторых классов, чтобы к среднему звену у них была крепкая базовая подготовка. А семиклассники уже довольно уверенно чувствуют себя перед мониторами. Свободно работают в разных программах.
-- Свои программы пока не разрабатываем, -- поясняет преподаватель Инга Александровна Абанькина, -- это впереди. Но практически все ребята научились печатать десятью пальцами, чему помог установленный специальный тренажер-стенд.
Такому кабинету в самом деле можно только позавидовать. Тут необходимо сделать одно существенное дополнение: оборудовать его помог бывший выпускник школы, московский бизнесмен Сергей Алтунин, выделивший 75 тысяч рублей, постоянно помогающий в приобретении технических средств обучения.
Сегодня школьниками интерактивная доска воспринимается как нечто совершенно обыкновенное. Нам, людям более старшего поколения, выросшим на разлинованных лидериновых створчатых досках, непривычно видеть белый, как в кинотеатре, экран, на котором можно писать, рисовать (без мела!), показывать фильмы и слайды, увеличивать или уменьшать размер шрифта, менять его цвет. Первая такая доска установлена в классе Дианы Ташбулатовны Ворониной, учителя начальных классов, победителя городского конкурса профессионального мастерства в номинации «Лучший урок», участника международного симпозиума учителей начальных классов в Санкт-Петербурге. Четвероклассники уже освоили новшество и наперебой рвались продемонстрировать его безграничные возможности. «Что вам больше всего нравится?» -- спрашиваю ребят. – «Писать и стирать можно даже пальцем. Если сделал ошибку и не заметил, учитель тут же на экране исправит ее красным цветом». Делать ошибки на такой доске становится для ребят признаком дурного тона. И это здорово.
Похоже, уходит в прошлое и привычная в нашем понимании учительская. На смену ей приходит электронная.
-- Нет, традиционная учительская остается, -- поправляет Наталья Александровна. – Электронная учительская – это как запасной вариант на случай, если что-то случится с классным журналом. Так же выставляются оценки, которые потом не исправишь. Учитель под собственным паролем входит в журнал по своему предмету, отмечает посещаемость, успеваемость ученика. Сейчас электронная учительская доступна пока только учителю. Но к концу учебного года к ней подсоединим и родителей, каждому создав пароль. Это даст возможность более жестко контролировать собственного ребенка. В отношении других детей действует закон о защите персональных данных, поэтому доступ к чужому адресу будет невозможен. Электронный дневник еще лучше. Там будет отмечаться все: оценки, замечания, пропуски, опоздания. Тут уж оценку не подотрешь, подпись не подправишь. Сами учителя такую перспективу воспринимают нормально, хотя это, безусловно, прибавит им работы. Более того, в новых должностных инструкциях записано, что учитель обязан вести документацию в электронном виде.
Для электронной учительской приобретен мощный сервер, у каждого преподавателя в классе будет свой электронный журнал с паролем. Учителя практически готовы к работе по-новому, все они владеют компьютером.
Техническое оснащение и электронное обеспечение учебного процесса в пятнадцатой школе принимает необратимый характер. Еще не завершены одни работы, а в планах уже подключение к Интернету всех учебных кабинетов, потом родится еще какая-нибудь новая идея. Школа не должна плестись в хвосте научных достижений – это твердая установка педагогического коллектива. И она должна быть обречена на успех.