Уже в этом году «Гвардеец труда» будет отмечать свое 70-летие. А еще через полтора года – и город, который называют ровесником Победы, отметит такой же юбилей. Я был свидетелем того, как в оренбургской степи начиналась его история.
В первые же недели войны нашу семью эвакуировали из Чернигова в Сибирь, в поселок Юргу. Но уже зимой почему-то привезли по железной дороге в Орск, а оттуда на лошадях – сюда, в Новотроицк. Я тогда был мал, поэтому о первых днях на новом месте знаю только со слов мамы. Было это зимой. Нас высадили среди чистого поля, поставили две больших палатки, в которые заселились до десяти семей в каждую. По утрам взрослых на лошадях увозили на работу на строительство шамотного цеха, а мы, дети, оставались под присмотром бабушек. Собирались в середине палатки возле печурки. Вместе и веселее было, и не так хотелось есть.
Весной взрослые начали копать землянки и образовавшееся поселение назвали Юргой – как тот поселок, откуда нас привезли.
Позже в Новотроицке появилось много военнопленных немцев, они начали строить из конгломерата бараки. Построили мыловарню. Потом – большой барак, в котором наладили производство гвоздей. В нем же, с другой стороны, одну комнату отвели под школу. Детей на Юрге было мало, и все они помещались в этой комнате. Туда и я пошел учиться, когда мне исполнилось 7 лет. А до того меня отдали в детский сад – это была сколоченная из досок времянка. Детей собирали сюда, чтобы они были под присмотром, пока взрослые на работе. Ну и кормили здесь, конечно.
Летом мы, ребятишки, все свое время проводили на улице. И я до сих пор помню, как немцы мостили камнем дорогу от ст.Пристанционной (вся-то станция – один вагончик, который стоял в том районе, где сейчас мост на Западный) в сторону шамотного. Они же построили овощехранилище, которое просуществовало несколько десятилетий. Каждый день военнопленных строем, под охраной, водили на строительство будущего комбината.
Поселок Новотроицк быстро рос. Людей надо было расселять из землянок, поэтому строили много бараков из конгломерата вдоль железнодорожной ветки – потом это стала улица Железнодорожная. В одном из таких бараков дали комнату и нашей семье. Мой отец погиб на фронте, погиб и брат мамы. А мы так и остались в Новотроицке. Я окончил школу, строительный техникум, работал на комбинате, в «Уралдомнаремонте», в ЦРМП. Ушел на пенсию. Здесь живу и сейчас. Так что вся история города – от первых палаток и землянок – прошла у меня на глазах.
Игорь КРАМЕР.