Реформа начального профессионального образования, как и Закон «Об образовании» в целом, предложенная Минобром России, педагогами-практиками, воспринимается неоднозначно. В Государственной Думе разгораются жаркие споры по этому поводу. В соответствии с новым законом, который вступит в действие с 1 сентября 2013 года, упраздняется уровень начального профессионального образования. Что предлагает законодатель? Профессиональные училища и лицеи будут оптимизированы путем присоединения к учреждениям среднего профессионального образования либо реорганизованы в учреждения среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование будет включать в себя два уровня образовательных программ: подготовка квалифицированных рабочих и служащих и подготовка специалистов среднего звена. Цель нововведения — более эффективно использовать кадровый, учебно-методический и материально-технический ресурс, соответствующий современным требованиям.
Сегодня в Оренбургской области довузовское профессиональное образование представляют 34 профессионального училища и 58 учебных заведений среднего профессионального образования, 26 из которых подведомственны министерству образования области. В 2012 году ряд профессиональных училищ присоединен к техникумам, некоторые лицеи и училища поменяли свой статус, став техникумами.
Процесс реорганизации не обойдет стороной и Новотроицк, ведь у нас тоже есть профессиональные училища: пятое присоединяется к политехническому колледжу, тридцать четвертое — к строительному техникуму.
Редакция попросила высказать свое мнение по поводу предстоящей реорганизации директора профессионального училища № 34 Виктора ГРЕЧКАСИЯ.
Я соглашусь с законодателями в главном -- система начального профессионального образования требует перестройки. Если раньше мы готовили рабочих отраслевой направленности для государственных предприятий, то сегодня формы собственности поменялись. Видимо, в целях экономии новые хозяева не захотели тратиться на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов. Это привело к тому, что начали вымываться некоторые профессии, о чем в свое время мы предупреждали. Материально-техническая база многих ПУ безнадежно устарела, она не обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся. Престиж рабочей профессии упал.
Определенным плюсом считают идею непрерывного образования, когда выпускник техникума, являющегося структурным подразделением вуза, может без экзаменов поступить туда. Новый закон, как мне кажется, во многом формален, не учитывает каких-то конкретных ситуаций. В качестве примера приведу наше, 34-е училище. Ведь предлагаемая система нами отработана еще в 2005 году, когда мы в формате эксперимента «Школа – училище – лицей» на принципах непрерывности образования работали по совместной с 31-м орским лицеем программе, готовили специалистов одного профиля (вот что главное!). И результаты были прекрасные: подросток получал профессию и среднее образование, а сотрудничество с Бузулукским гуманитарно-технологическим институтом (филиал ОГУ) давало возможность ему получить еще и высшее образование. Это очень привлекало ребят, поднимало их в собственных глазах, мотивировало на хорошую учебу. Выпускные экзамены дети сдавали без троек. Наш учащийся был победителем Всероссийского конкурса по правилам дорожного движения. Его результат в 1 минуту 18 секунд до сих пор никем не превзойден.
Потом почему-то решили, что лицей далеко, а строительный техникум рядом, под боком, в нескольких десятках метров. Но честно скажу, не очень прижилась новация. Не только потому, что профили подготовки в образовательных учреждениях разные, система обучения и воспитания, методики преподавания сильно различаются, но и потому, что в техникум и училище приходят дети с разным уровнем знаний, поведенческих навыков, социальной адаптации и материального достатка. Были случаи, когда студентов – выпускников училища мы продолжали бесплатно кормить в своей столовой.
В училище мы детей опекаем, довлеем над ними, в техникуме система более свободная, человек должен брать ответственность на себя, но не все к этому готовы.
Новый закон требует, чтобы преподаватели все имели высшее педагогическое образование. С этим трудно поспорить. Но давайте смотреть правде в глаза. Многие ли выпускники педагогических вузов приходят в школы, не говоря уж о профессионально-технических училищах, – на такую зарплату при нашей нагрузке, ответственности? Спасает опыт мастеров производственного обучения, воспитателей со средним специальным образованием, которые умеют работать с трудными детьми, не дают им уйти в криминал, помогают встать на ноги – Макаренко от природы. Сколько писем с благодарностями присылают они потом своим наставникам. Или еще пример. Работает у нас парень инструктором по вождению – прекрасно работает. Мне говорят: у него нет высшего образования. Но где готовят инструкторов с высшим образованием, если в России всего два специализированных инженерно-педагогических вуза, остальные техникумы и колледжи? По новому закону мы должны сотрудников уволить. Требования повышаются, а людей, которые бы реализовывали их, нет. Уже сейчас остро ощущается нехватка кадров, они стареют. С вступлением в действие закона проблема обострится. Кадры – с них надо было начинать, учить и привлекать в систему профессионального образования молодых, при этом не отбрасывать опыт и знания ветеранов.
Что в новом законе меня беспокоит больше всего. Нигде не говорится о том, сохранятся ли в новых формированиях социальные институты. В училище сильны традиции работы с трудными детьми – 15 лет мы занимаемся с ними, создали классы социально-психологической адаптации, привлекаем детей возможностью получить вторую профессию. В рамках реализации комплексной межведомственной акции по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на территории Новотроицка в училище разработана и действует программа «САМ» (социальная адаптация молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации). Программа работает при поддержке УК «Металлоинвест», «Уральской Стали», администрации города. Теперь нам предлагают: классы социально-психологической адаптации закрыть, с благотворительностью покончить, программы, надо полагать, будут свернуты. А куда пойдут трудные дети? В техникум? Но там будут отбирать лучших. Или им уготованы специнтернаты? Новая система отметает социально проблемных подростков. У нас есть печальный опыт первого интерната. Предполагалось, что трудные дети растворятся в здоровом школьном коллективе и будут посещать занятия. У меня большие сомнения, что все они учатся. Думали, какая-то часть придет в 34-е училище, где ребят будут учить, кормить, дадут в руки профессию и место в общежитии.
С 1 сентября закон вступает в силу. Но до сих пор выпускники школ, которые могут продолжить образование в техникуме, не знают, что это будет за образование, какой документ они получат по окончании учебного заведения, ведь в дипломе пока нет строки о полученной на базе училища рабочей квалификации.
По новому закону образовательные учреждения имеют право исключать ребенка, не достигшего 15 лет. Училища же принимали всех. Пусть сегодня мальчишка хулиганит, а завтра в нем просыпается сознание и из него получается нормальный гражданин и работник. Что будет теперь – большой вопрос.
Я человек, привыкший заниматься конкретным делом, поэтому не скрываю: очень тревожусь за то, что будет с училищем, которому отдано около 20 лет жизни, сделано много хорошего. Недосказанность, принятие каких-то моментов «по умолчанию», без учета конкретных ситуаций, непрописанность социальных последствий объединения попахивает формализмом, который погубил не одно здравое начинание. Не хочется, чтобы такая судьба постигла и новый закон.
Подготовила Антонина ОВСЯННИКОВА.