Человек, которого знает город
- Встречи на улице Новотроицкой
- 28-10-2024 05:25
- Марина Кирсанкина
Публикация от 9 октября 2024 г.
Анатолий Алексеевич Панычев – из тех людей, которые скептически воспринимают слово «невозможно», если речь идет о важном для общества деле. Кем бы он ни трудился – простым работником Новокиевского рудника или же заместителем генерального директора комбината по природным ресурсам, – всегда ставил во главу угла результат, грамотно находя возможность преодолеть любые препятствия на пути к его достижению.
В сентябре 2024 года Анатолий Панычев отметил 85-летний юбилей, что стало хорошим поводом встретиться с этим человеком.
Радость причастности к общему делу
Детство Анатолия Алексеевича прошло на Дальнем Востоке. Его юные годы пришлись на Великую Отечественную войну.
– Мне было примерно три года. В нашем детском саду состоялся концерт для солдат, которым предстояло в ближайшее время отправиться на фронт, – говорит он. – Я исполнил песню, в которой были слова «Солдат схватил винтовку!». И бойцы принялись мне аплодировать. Один из них подошел ко мне, подхватил на руки и принялся подбрасывать вверх. В тот момент я испытал невероятное воодушевление, и позже – повзрослев – много раз думал: подаренная солдатам радость стала моим маленьким вкладом в Победу.
Наверное, это событие можно назвать определяющим в жизни Анатолия Панычева: он ощутил радость участия в нужном деле, в судьбах других людей.
Надо – значит, надо!
Не менее важным видится и следующий факт биографии Анатолия Алексеевича. В 1960 году он поступил в Хабаровский горный техникум – во впервые набранную группу по специальности «Обогащение руд». Причем в горняки пошел за компанию с лучшим другом Валентином и изначально с трудом представлял, в чем именно будет заключаться его работа, как, впрочем, и все его сокурсники.
– Мы ничего не знали о работе обогатителей, – рассказывает Анатолий Алексеевич, – то и дело спрашивали об этом преподавателей. Молодая женщина, горный инженер, полушутя, объяснила нам: «Вы все время будете ходить в белых халатах». После этого несколько парней покинули учебное заведение, посчитав такую профессию недостаточно мужественной. Чтобы ознакомить нас с реалиями избранной работы, всю группу отправили на предприятие «Хинганолово». И мы убедились – о белых халатах и речи не может быть: в производственном помещении – пыль, работа – физически тяжелая. Кроме того, мы узнали о профессиональном заболевании обогатителей – силикозе. После этого еще несколько человек покинули группу.
– Но я даже не думал прекращать учебу, – отмечает Анатолий Панычев. – Я должен был получить профессию, устроиться на работу.
К слову, через двадцать лет наш герой еще раз побывал на предприятии «Хинганолово» и не мог не заметить позитивных перемен: производственный процесс был усовершенствован, оснащенные современным оборудованием производственные помещения – чистыми, на подоконниках стояли цветы.
Ударник – почётное звание
– По натуре я романтик, – признается Анатолий Алексеевич. – Поэтому по завершении техникума попросил распределить меня на ОХМК, о строительстве которого узнал из газет. Так я и оказался в Новотроицке.
Начинал Анатолий Панычев простым рабочим – машинистом питателя на Новокиевском руднике, потом стал бригадиром, начальником смены. Тот этап своего трудового пути он вспоминает с большой теплотой. Молодой коллектив был дружным, сплоченным. В словах «выполнение плана» для него заключался очень важный смысл – обеспечить рудой доменные печи молодого растущего предприятия, которое дает стране металл.
Возглавляемая Анатолием Панычевым смена раз за разом становилась лучшей по производственным показателям, за это и была удостоена звания «Смена коммунистического труда». А значок «Ударник коммунистического труда» – до сих пор на лацкане его пиджака.
Максимально возможный успех
В 1970 году Анатолия Панычева, который уже был начальником дробильно-сортировочной фабрики Новокиевского рудника, пригласили на Туркменский Гаурдакский серный комбинат – начальником второй обогатительной фабрики. Перед ним стояла сложная задача – повысить коэффициент извлечения полезного ископаемого в руде. 60 процентов извлечения полезного продукта в концентрат были явно недостаточными, ведь остальные 40 процентов необходимых для производства химических элементов, что называется, уходили в пустую породу.
Опытный обогатитель понял: следует довести руду до требуемого размера зернистости, а затем настраивать процесс флотации, гравитации. И произвел реконструкцию: внес улучшение в работу дробильного отделения, отрегулировал процесс работы мельницы, внес изменения в реагентный режим. Итогом стало повышение коэффициента извлечения полезного ископаемого до максимально возможного уровня – 95 процентов. Директор предприятия высоко оценил вклад Анатолия Панычева в работу и ожидал от него дальнейшей инициативы. Однако в силу семейных обстоятельств Панычевы вернулись в Новотроицк.
Покорение Белой горы
Трудовой путь Анатолия Панычева заслуживает детального описания, выходящего за рамки газетной статьи. Поэтому мы расскажем о ситуации, которая показывает профессионализм нашего героя.
В начале восьмидесятых Центральный карьер Аккермановского рудника уже вырабатывался, а пуск Северо-Западного был еще вопросом перспективы.
– Дефицит известняка вносил сложности в работу не только нашего комбината, но и почти сорока предприятий, куда ОХМК его поставлял, – рассказывает Анатолий Панычев, который в то время был директором горного управления комбината. – Решением могла стать Белая гора за Центральным карьером, но ее расположение было очень неудачным с точки зрения транспортной логистики: никак не проложить туда железнодорожную ветку. И тут мне пришла мысль – использовать большегрузный автотранспорт для вывоза известняка. В Министерстве черной металлургии поддержали эту идею, наш технический отдел разработал проект, мы согласовали его в Госгортехнадзоре, утвердили его в проектной организации Гипроруда и Минчермете СССР. Нам прислали четыре десятка сорокатонных БелАЗов. И мы тут же приступили к работе, параллельно возводя автобазу, обустраивая ремонтные мастерские. На первых порах очень помогли коллеги-гайчане. Белая гора стала Северным бортом, известняк пошел.
В интересах города
Рассказывая об Анатолии Алексеевиче, нельзя обойти вниманием его общественную деятельность. Несмотря на большую занятость на производстве, он всегда стремился помогать людям. Поэтому и был избран в состав Новотроицкого городского Совета народных депутатов.
– Был депутатом пяти созывов, – говорит А. Панычев, – кроме того, возглавлял Новотроицкий городской Совет и малый Совет, который создавался для работы по реализации новых законов, которых в девяностые годы было очень много. В тот непростой для всей страны период основные усилия депутатов были направлены на снижение социальной напряженности в городе, мы старались помочь населению в условиях постоянных задержек с выплатой зарплат, пенсий и пособий.
Знания – общее богатство
На счету кандидата технических наук, изобретателя СССР Анатолия Панычева – 33 изобретения, 150 опубликованных научно-исследовательских работ, из них – 16 монографий. Они посвящены важным для современной промышленности темам. В настоящее время Анатолий Алексеевич пишет еще две работы, стремясь передать свои богатые знания и опыт следующим поколениям горняков.
– Я никогда не гнался за наградами, – подчеркивает Анатолий Панычев в завершение нашего разговора. – Много работал и был увлечен своим делом. Стремился к высоким результатам и радовался, наблюдая за общими успехами в производстве и развитии горного дела. Всякий раз, когда предприятие, на котором я трудился, делало качественный шаг вперед, мне было приятно ощущать свою причастность к этому достижению.
Справка «ГТ»:
Последние новости
-
21-11-2024
В Оренбурге состоятся Всероссийские соревнования по спортивному программированию OrenHack – 2024
-
20-11-2024
Более 46 тысяч куриных яиц незаконно пытались вывезти через Оренбуржье в Казахстан
-
19-11-2024
Законопроект об областном бюджете на 2025 – 2027 годы депутаты ЗС области рассмотрят 28 ноября
-
19-11-2024
В топ-100 лучших инициатив фонда президентских грантов вошёл проект оренбургских поисковиков
-
19-11-2024
Через границу в Оренбуржье не пустили 180 тонн санкционных груш