Гвардеец труда. Новотроицк

Герой России из Новотроицка

Герой России из Новотроицка

Публикация от 16 октября 2024 г.

Николай Пархоменко признается: в детстве у него не было особой склонности к солдатскому ремеслу. В молодости считал срочную службу в армии неотъемлемой частью биографии любого мужчины, а вот профессиональным военным себя не видел. И уж тем более никогда не думал о том, что однажды совершит подвиг, за который будет награжден Звездой Героя России.

Традиции памяти и славы

При освещении специальной военной операции нередко проводятся параллели с событиями Великой Отечественной войны: сегодня мужчины встают на защиту своей страны, как когда-то это делали их деды и прадеды. Каждый российский воин помнит о тех, кто сражался на фронтах второй мировой или ковал Победу в тылу. Это объяснимо: события, связанные с Великой Отечественной войной, – особая страница в истории нашего Отечества.

И она всегда была особенной, памятной для семьи Пархоменко. Дед Николая, Егор Емельянович, – один из тех, кто в рядах Советской армии защищал страну и был награжден за боевые заслуги. К сожалению, он ушел из жизни, когда Николай был еще ребенком, тем ценнее для него сохранившиеся воспоминания о человеке, который был примером настоящей воинской доблести.

– Я очень гордился дедушкой-фронтовиком, – говорит Николай Николаевич. – И мне очень нравилось слушать его рассказы о войне: о том, как он был разведчиком, ходил за линию фронта, выполнял опасные и важные задания. Естественно, дедушка не делился со мной тяжелыми воспоминаниями – оберегал меня. Он вообще был добрым и светлым человеком. А еще я помню, как мы ходили с ним на городские мероприятия, посвященные Дню Победы, несли цветы к мемориалу «Вечно живым».

Теперь, имея за плечами личный опыт участия в боях, Николай Пархоменко по-настоящему осознает, через какие испытания пришлось пройти его деду.

Военный связист

На срочную службу Николай Пархоменко был призван в 2007 году.

– Я служил полтора года, – рассказывает он. – Попал по распределению в железнодорожные войска. Сперва было полгода «учебки» под Москвой, в образцово-показательном полку железнодорожных 

войск. Там я прошел обучение на телефониста специальной связи. Это очень важная военная специальность. От точности и оперативности передачи данных зависит многое. Можно сказать, что связь – это нервная система армии. После обучения меня направили в Нижегородскую область, также в железнодорожные войска. Сначала был линейным телефонистом, потом – начальником радиостанции.

Николай Николаевич считает: в армейской службе ему помогла спортивная закалка и приобретенные навыки работы в команде. В целом, ему нравилась служба в армии с ее четкой дисциплиной, распорядком, организованностью. Здесь он чувствовал себя, что называется, на своем месте. Когда срок срочной службы подходил к концу, Пархоменко предлагали остаться в вооруженных силах, строить  карьеру военного, но он отказался.

– Дело в том, что я очень соскучился по дому, по родным и близким, – объясняет он. – Хотелось просто вернуться к своим. Ведь это был первый раз, когда я надолго расстался с родителями, братом и сестрой, раньше даже в летние детские лагеря не ездил. А тут – полтора года вдали от дома. Правда, уже вернувшись в Новотроицк, через некоторое время всерьез задумался о службе по контракту: списывался с сослуживцами, узнавал что и как, но не сложилось.

Взвешенное решение

Стать профессиональным военным Николай Пархоменко решил летом 2022 года.

– Не сказать, чтобы я целенаправленно следил за развитием ситуации в зоне ведения специальной военной операции, но так или иначе был в курсе происходящего, – говорит он. – Стал размышлять о том, удастся ли мне быть полезным, если пойду защищать Родину. И пришел к мысли: будучи связистом, я смогу пригодиться в армии. Не буду скрывать: родным было непросто принять мое решение, и я вполне понимал их естественную тревогу. Но все же в итоге всем стало ясно: по-другому я поступить просто не смогу. И я вступил в именной батальон Оренбургской области «Яик» в составе 72-й отдельной мотострелковой бригады.

Местное население поддерживали, чем могли

Николай Николаевич довольно немногословно рассказывает о солдатском житье-бытье: бойцы располагались и обустраивались на позициях, несли боевое дежурство, занимались хозяйственными делами, работали над повышением военной квалификации, чтобы обеспечивать максимально эффективную связь, столь важную для боевых подразделений. Если квартировались в сельской местности, то всегда стремились помочь местному населению.

– Тяжело было видеть, в каких условиях живет мирное население на недавно освобожденных территориях: без водоснабжения, газа, электроэнергии, зачастую без достаточного количества продовольствия, – отмечает он. – Конечно, с приходом военнослужащих российской армии их жизнь начинала налаживаться. Мне запомнилась женщина средних лет, на попечении у которой была престарелая мать с тяжелой инвалидностью. Эта женщина однажды сказала мне: «Мы здесь выжили только благодаря российским военным».

Николай Николаевич и его сослуживцы передавали мирным жителям продукты питания, рубили дрова, приносили воду, помогали с мелким ремонтом по дому. Например, починить лампу, отремонтировать розетку. Зачастую бойцы не ждали, когда к ним обратятся, а сами предлагали помощь.

Рассказал Н.Пархоменко и об усатом помощнике своего подразделения – черном коте.

– Кошка для наших солдат – не просто питомец, – подчеркивает он. – Эти животные незаменимы в борьбе с грызунами, коих тьма тьмущая. Поэтому бойцы не могут пройти мимо бездомного котенка: относят его в свой блиндаж, а при смене дислокации – забирают с собой на новое место. Таким верным товарищем стал для нас кот Васька. Мы нашли его в деревянном доме на небольшом хуторе, где располагалось наше подразделение. Услышали жалобное мяуканье за печкой, принялись выманивать животное. В конце концов, исхудалый кот осмелился выйти из своего укрытия. Естественно, скоро он стал сытым и гладким. И со своими обязанностями мышелова справлялся успешно. 

«Бей на меня!»

Свой подвиг Николай совершил в июне 2023 года. В течение нескольких дней участок фронта, где находилось подразделение, в котором служил начальник радиостанции командно-штабной машины Николай Пархоменко, подвергался массированным артиллерийским обстрелам. Силы ВСУ отчаянно пытались вернуть ранее утраченные позиции. И однажды ранним утром нацис-

ты превосходящими силами, с применением тяжелой техники пошли в ожесточенное наступление на прорыв линии фронта. Опорный пункт, который защищал Николай Пархоменко и его товарищи, как раз находился в зоне удара.

– Бой длился шесть часов, – вспоминает наш земляк. – Сначала по нашим позициям отработал танк, затем – легкая бронированная техника. Чтобы не допустить прорыва, мы укрылись в окопе, прикрывая эвакуацию раненых и давая своему подразделению ротационные возможности. При этом продолжали координировать действия нашей артиллерии, передавая данные для нанесения ударов по врагу. Когда наш командир получил ранение и был эвакуирован, я взял командование на себя.

К тому моменту на опорном пункте осталось лишь три товарища Николая Николаевича: Батя, Шаман и Декабрист, который уже был ранен. Они не собирались покидать свой боевой пост, даже когда поняли, что вот-вот могут попасть в окружение, когда вражеская техника приблизилась к ним на расстояние пятидесяти метров и стали слышны крики пехотинцев ВСУ.

Сержант Пархоменко продолжал передавать координаты для ударов российской артиллерии по врагу. Десятки снарядов обрушились на территорию, где находились силы противника – туда, где был и он сам. Вновь и вновь называя координаты, Николай кричал в трубку артиллеристам: «Бей на меня!».

– Наши грады отработали отлично. В то время я даже не думал о том, что могу погибнуть, – подчеркивает Николай Николаевич. – В голове была лишь одна мысль: необходимо сдержать наступление любой ценой. Когда у нас кончились боеприпасы, я принял решение попытаться выйти из окружения. Мы подорвали опорный пункт, чтобы оборудование узла связи не досталось врагу, и направились в сторону российских позиций. Путь был непростым, но нам удалось добраться до своих.

Честно говоря, однополчане не ожидали увидеть Николая Пархоменко живым. Во-первых, сложно было предположить, что кто-то мог спастись под ураганным огнем. А во-вторых, солдаты ВСУ, попав в разрушенный опорный пункт, нашли шеврон с позывным Пархом и тут же распространили «новость» о гибели нашего бойца. Правда, радость врагов была недолгой: благодаря мужеству Н. Пархоменко и его товарищей, продвижение сил ВСУ было остановлено.

Пример служения Отечеству

Николай Пархоменко – очень скромный человек. И он немного смущается, когда окружающие начинают видеть в нем знаменитость. Так было на мероприятии, посвященном Дню защитника Отечества, которое состоялось вскоре после вручения ему Звезды Героя России. Гостями праздника были кадеты.

– Сначала ко мне подошел один паренек и, волнуясь, спросил: «А можно с вами сфотографироваться?», – рассказывает Николай Николаевич. – Я не стал отказываться, за ним – второй, третий. Гляжу, а их уже целая очередь образовалась. Мне даже как-то неловко стало.

На самом же деле описанная бойцом специальной военной операции история – замечательная и красноречивая по своей сути: мальчишки увидели в Герое России своего героя. Можно с большой долей вероятности предположить, что для многих из них новотройчанин Николай Пархоменко станет примером для подражания, образцом мужества и верности служения Отечеству.