Гвардеец труда. Новотроицк

«Крепче за баранку держись, шофёр...»

Профессия водителя – одна из самых необходимых и востребованных. Эти люди доставляют нас до пункта назначения, перевозят важные грузы, выполняют работы по уборке улиц,  несут дежурство, охраняя наш покой. Отдельно хочется отметить тех, кто работает в особых условиях. Накануне Дня автомобилиста мы пообщались с водителями поста скорой медицинской помощи Новотроицка подстанции «Восточная» ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая станция скорой медицинской помощи».

«Крепче за баранку держись, шофёр...» «Крепче за баранку держись, шофёр...» «Крепче за баранку держись, шофёр...» «Крепче за баранку держись, шофёр...» «Крепче за баранку держись, шофёр...»

Всё начиналось с гужевой повозки

Первым транспортным средством местной «неотложки» примерно до 50-х годов прошлого века была лошадь, запряженная в телегу. На архивной фотографии, сделанной в 50-е годы, на фоне здания барачного типа на улице Пушкина, где ранее дислоцировалась станция скорой помощи, запечатлен первый в истории новотроицкой скорой автомобиль – санитарный фургон ГАЗ-51. В разное время на службе медиков были машины разных марок: ПАЗы, ТАЗы, УАЗы, РАФы…

Из архивных документов следует, что в середине 60-х годов, например, станция располагала 10 машинами. При этом гараж имелся только на шесть боксов, четыре единицы техники круглогодично оставались на улице. В бараке станции для шоферов не было своего помещения, поэтому они были вынуждены все время находиться в гараже. Стоит ли говорить, насколько радостным событием для всего коллектива стал переезд в новое здание. В декабре 1983 года решением исполкома Новотроицкого городского Совета народных депутатов была принята в эксплуатацию и разрешена к заселению станция скорой помощи на 75 тысяч выездов в год. В трехэтажном здании, где скорая дислоцируется и сейчас, есть помещение в том числе и для отдыха водителей. Кроме того, станция располагает отапливаемым гаражом на 25 машин с двумя ремонтными боксами. Сейчас в автопарке новотроицкой скорой – десять машин. Это уже более современные модели ГАЗ – «Next», «Соболь», «Луидор», есть также Форд Транзит, реанимобиль, УАЗ-Патриот и проверенная временем «буханка», которая работает в Новорудном.

Через призму личного опыта

Обо всем, что было, хорошо помнят опытные водители новотроицкой скорой Сергей Макаров и Игорь Калинин. Первый из них отработал за рулем 37 лет, второй – почти 40. 

– Какой советский мальчишка не мечтал стать водителем? Шофер да тракторист – вот кто был первым парнем на деревне! И мы с Сергеем Ивановичем пошли по этому пути. Я сначала устроился работать водителем в горбольницу. А спустя полтора года удалось перевестись на станцию скорой помощи. Работать водителем скорой было очень престижно. Считалось, что это высший пилотаж. Поэтому сюда было не попасть. Но нам удалось, – рассказывает Игорь Петрович.

Свою первую поездку на вызов к пациенту он хорошо запомнил из-за курьезного момента. Только успели они с фельдшером выехать с базы, как машина заглохла. С возникшей проблемой оперативно справились и поехали дальше. Мчась на всех парах, по дороге они встретили двух женщин, которые, держась за руки, что-то обсуждали прямо на проезжей части. На сигналы скорой, призывающие освободить дорогу, дамы с перепугу отреагировали своеобразно: стали тянуть друг друга в разные стороны. Но водитель-стажер все же успел оперативно сманеврировать и избежать дорожно-транспортного происшествия.

Как действовать в том или ином случае, водитель решает, ориентируясь на характер вызова. Если угрозы жизни и здоровью пациента нет, скорая будет ехать к нему, соблюдая все правила дорожного движения. Но порой от времени прибытия кареты скорой помощи зависят жизнь и здоровье пациента. В критической ситуации водитель включает свето-звуковые сигналы и летит на вызов, не обращая внимания на светофоры, разметку и прочее. Задача – прибыть вовремя.

– Но для нас важно не только быстро доехать, но и не создать аварийную обстановку на дороге. В целом, в нашем городе сейчас более серьёзно относятся к сигналам скорой, пропускают. Но бывают и исключения. Некоторые, услышав спецсигнал, начинают метаться из стороны в сторону на проезжей части, не зная, как действовать. Встречаются и такие участники дорожного движения, которые принципиально не желают пропускать скорую. В этом случае приходится подключать ДПС, – отмечает Сергей Иванович. 

На пути кареты скорой помощи возникают и другие преграды. Зимой это нечищенные дороги, летом – разросшаяся растительность. Водители отмечают, что ветками деревьев иногда даже сносит проблесковые маячки со скорой. А без них машина спецслужб эксплуатироваться не может, следовательно, простаивает, пока идут восстановительные работы. Порядка не хватает и во дворах. Причем сказываются еще и поврежденный асфальт, беспорядочно припаркованные автомобили.

Подъехать как можно ближе к месту вызова – не прихоть водителя, а необходимость. Ведь фельдшеру (зачастую это женщины) нужно нести с собой «дежурный чемоданчик», вес которого вместе с оборудованием достигает более десяти килограммов. Кроме того, некоторых пациентов необходимо транспортировать на носилках. Работники скорой помощи вспоминают, какими отзывчивыми раньше были люди. Со всего подъезда собирались, чтобы помочь доставить пациента до кареты скорой. Сейчас всю нагрузку часто берут на себя члены бригады скорой помощи.

Сетуют водители и на то, что новотройчане нередко вызывают скорую помощь по пустякам: зуб заболел, температура тела поднялась до 37˚С. Особым трендом последнего времени стали вызовы скорой от новотройчан, которые уехали жить  в другие города, но оставили здесь своих пожилых родителей. А им зачастую требуется не скорая помощь, а просто внимание и забота. И пока бригады обслуживают такие вызовы, кому-то действительно экстренно требуется помощь.

– Мы в любую точку города на срочный вызов за 6 минут можем доехать. Но у нас всего 7 бригад, а направить нас могут в любой населенный пункт востока области. Часто ездим в Орск, бывает – и в Оренбург, – рассказывает Игорь Калинин.

Эмоции – в сторону

Диспетчер сообщает об очередном вызове. Бригаду №4 направляют в посёлок Родник, где женщина случайно порезала палец секатором. Пациента уже везут навстречу. Четыре минуты на сборы, и вот скорая уже в пути. Здесь мы знакомимся с Анатолием Ерохиным, работающим водителем спецмашины уже больше 12 лет.

– Порезанный палец – это не самое страшное, что может произойти. В моей практике бывало всякое, – рассказывает по дороге Анатолий Викторович. – Например, как-то мужчина болгаркой поранил себе ногу. При этом он сам сел за руль и ехал нам навстречу из Аккермановки. А был случай, когда в Пригорном на мальчика напал алабай. У ребенка была скальпированная рана головы. Тогда я не ехал, а летел, лишь бы быстрее доставить ребенка в больницу. Однажды за 18 минут доставил женщину из Хабарного в Орск. В Новотроицке тогда роддом был закрыт, а у нее – пятые по счету роды. Шел по Орску на скорости 110 километров в час, конечно, со свето-звуковым сигналом. Но тут один из автомобилистов внезапно решает из правого ряда повернуть налево и перегораживает мне дорогу. Я понимаю, что тормозить на такой скорости бесполезно. Поэтому через двойную сплошную вылетаю на встречную полосу движения. К счастью, успели вовремя. Малыш появился на свет буквально через несколько минут после нашего приезда. Но, конечно, это более приятные воспоминания. Однако в месяц пару раз бывают случаи, когда надо особенно спешить: человек буквально находится между жизнью и смертью.

Что бы ни случилось на выезде, члены бригады должны оставаться хладнокровными, не впадать в панику и сделать все, что от них зависит. А затем нужно постараться абстрагироваться от произошедшего. Ведь в ближайшее время их помощь может понадобиться еще кому-то.

Свою работу водители сравнивают с игрой в шахматы, где нужно не только самому выбрать верный ход, но и предугадать действия других участников игры, в данном случае – дорожного движения. Звуковые сигналы водители скорой стремятся использовать только в исключительных случаях, потому что другие автомобилисты часто из-за этого паникуют, совершая неверные действия. Но в то же время мы должны понимать, что скорая всегда спешит на помощь.

В развитии станции скорой медицинской помощи был период, когда численность его работников составляла больше 200 человек. Сергей Макаров и Игорь Калинин с ностальгией вспоминают, как молодой коллектив в свободное от работы время нередко выбирался в турпоходы, на турслеты. Как одна большая семья, они разделяли друг с другом радостные и печальные события жизни. Вспоминают тех людей, которые успешно трудились в скорой на протяжении многих лет. Сейчас коллектив куда меньше – порядка 80 человек. Из них – 28 водителей. Многие День автомобилиста, который отмечается в последнее воскресенье октября, проведут на рабочем месте. Пожелаем же им по традиции «ни гвоздя, ни жезла». И доброго пути!