«Жизнь учил не по учебникам...»
- Встречи на улице Новотроицкой
- 30-10-2024 09:08
- Марина Кирсанкина
Публикация от 30 октября 2024 г.
Герой сегодняшней публикации – заместитель председателя Новотроицкого городского отделения Всероссийской организации «Боевое братство» Сергей Заугольников. Накануне его вклад в дело патриотического воспитания подрастающего поколения был отмечен государственной наградой – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Лёгкий нрав и крепкий характер
Сегодня здание по адресу переулок Студенческий, 18 находится в стадии большого ремонта. Здесь будет открыт музей военно-патриотического воспитания местного отделения Всероссийской организации «Бое-
вое братство». Работа кипит с утра до вечера. В числе тех, кто ею занимается, – Сергей Заугольников. Он заливает бетон, кладет кирпич, трудится и слесарем, и столяром, и электриком. Находится здесь практически круглосуточно: несет ночное дежурство вместе с песиком по имени Камаз. Четвероногий друг «Боевого братства» – еще щенок, но уже освоился в роли сторожа. Он выполняет команды Сергея Ивановича, но даже после строгого окрика продолжает ластиться к нему, зная добрый нрав мужчины.
Собственно, оптимизм и дружелюбие этого человека хорошо известны всем его знакомым. Сергей Иванович полностью отдается избранному делу, но, какую бы сложную задачу ни выполнял – не стремится выглядеть важным и солидным. Свой характер он называет хулиганистым.
Без ретуши
– Я всегда отличался своеволием, – признается он, – с самого детства. Задиристым не был, но постоять за себя мог. Занятия вольной борьбой и боксом направляли энергию в правильное русло. Спортом занимался с удовольствием, а вот учебу не жаловал. Будучи четвертым ребенком в многодетной семье, с рождением младшего брата не раз отказывался ходить в школу, предлагая маме, как мне казалось, равноценную замену – помогать присматривать за малышом. Мама такую инициативу не поддерживала и каждое утро отправляла меня на уроки. Но академических стремлений мне это не добавляло: в третьем классе я учился два года. После восьмого отправился в Астрахань поступать в мореходку. Экзамены сдал успешно, но уже через неделю допустил нарушение дисциплины и был отчислен. Отец даже ругать меня не стал. Только сказал: «Вот ты и отучился, сынок!».
Вернувшись в Новотроицк, Сергей Заугольников поступил в училище № 34, а затем была армейская служба. И вот здесь определение «своевольный» для нашего героя заметно изменило свое значение. С мая 1981 по октябрь 1882 года он служил в Афганистане. Был десантником. Теперь упорство и понятие о мужской чести делали его надежным боевым товарищем. Умение собрать волю в кулак, привитое на занятиях спортом, позволяло сохранять хладнокровие. А чувство юмора – справляться с тяжелыми переживаниями, быть крепким плечом поддержки для сослуживцев.
Словом и делом
По возвращении домой новотроицкие воины-интернационалисты старались держаться вместе. Это было не просто дружеское времяпрепровождение и разговоры о пережитом. Решив организовать Совет воинов-интернационалистов, молодые ребята хотели увековечить память земляков, отдавших жизни, защищая интересы Родины. А еще думали о том, чтобы помочь школьникам получше подготовиться к армейской службе. Пожалуй, только они имели самое полное представление о том, чем могут обернуться недочеты в этом деле.
В 1987 году был создан городской Совет воинов-интернационалистов, который теперь является «Боевым братством» и объединяет не только ветеранов Афганистана, но и всех новотройчан – участников войн и локальных конфликтов. Сергей Заугольников был сначала активистом этой организации, а в 1994 году стал заместителем председателя. При его непосредственном участии решались вопросы возведения стелы и создания сквера Воинов-интернационалистов.
В конце восьмидесятых в городе появились Школа юного десантника и Школа юного пограничника. Они были созданы для молодежи допризывного возраста. Ребята обучались обращению с оружием, работали над физической подготовкой, занимались рукопашным боем, карате.
– В числе инструкторов были ветераны афганской войны – Александр Федоров, Николай Исаев, Александр Бояров, Сергей Мишуков, – продолжает Сергей Иванович. – Я занимался решением организационных вопросов, принимал участие во встречах с ребятами. Ближе к двухтысячным работа по патриотическому воспитанию молодежи приобрела новый вектор: ветераны боевых действий стали приходить в школы, беседовать с молодежью, рассказывать им об армейской службе, о погибших при исполнении боевых задач земляках.
Под жарким небом Кабула
Встречаясь с детьми, давая интервью журналистам, наш земляк избегает описания боевых действий. Живо говорит о занятиях в «учебке», о природе Афганистана. Например, с улыбкой рассказывает о ежедневных марш-бросках, которые совершали молодые парни с солдатскими вещмешками, наполненными… кирпичами. Или говорит, что, впервые ступив на землю далекой страны, был удивлен жаре и вездесущей пыли, которая чуть ли не клубилась под ногами. Но порой мелькает и более тяжелое воспоминание: пробитое пулей стекло машины ГАЗ-66, которую воин-интернационалист увидел на Кабульском аэродроме.
И все же Сергей Иванович поделился с нами одним воспоминанием, которое дает представление о том, через какие испытания довелось ему пройти.
Октябрь 1981 года. Группа десантников, в составе которой был старший сержант Сергей Заугольников, направлялась на очередное боевое задание: ликвидировать группу боевиков, обосновавшихся в одном из ущелий Чарикарской долины. Боевая машина десанта легко двигалась по выгоревшей на солнце равнине. Внезапно раздался грохот – БМД наехала гусеницей на мину. Двое молодых солдат – командир машины и водитель – погибли.
Остальные бойцы, выброшенные взрывной волной из покореженной машины, были контужены. К пункту назначения выдвинулись уже пешком. Добравшись до ущелья, они захватили в плен группу душманов, которые позже были переданы сотрудникам афганских спецслужб.
Интуиция и профессионализм
С 1989 по 1996 годы Сергей Заугольников после небольшого периода работы на производстве служил в патрульно-постовой службе милиции. Был заместителем командира взвода. Вместе с коллегами занимался охраной общественного порядка, задерживал нарушителей закона. Коллеги отмечали, что Сергей Иванович обладал особым профессиональным чутьем, которое помогало ему раскрывать преступления по горячим следам. Цепкий взгляд заместителя командира взвода ППС почти без ошибок выхватывал среди прохожих подозрительных личностей. Бывало, в ходе вечерних и ночных дежурств он останавливал вроде бы ничем не приметного человека, перебрасывался с ним парой фраз… А итогом становилось задержание, скажем, вора, совсем недавно положившего в карман чужую вещь. Образно выражаясь, С.Заугольников мог увидеть, как «на воре шапка горит».
Кстати, о шапках. В девяностые головные уборы из натурального меха нередко оказывались легкой добычей злоумышленников. При раскрытии таких преступлений важно было не только задержать подозреваемого, но и найти похищенную вещь. Один такой случай из милицейской практики Сергея Заугольникова, что называется, вошел в историю.
– В ночное время мужчина сорвал с женщины меховую шапку, – рассказывает Сергей Иванович. – Это было в районе улицы Гагарина. Подозреваемого мы задержали. Потерпевшая опознала его. Но вот самой шапки у мужчины при себе не было. Понятно, бросил неподалеку. Стали искать. Осматривая дом, я заглянул в проем для пожарного гидранта. Смотрю: вроде там кошка сидит. Ну я ей говорю «Кис-кис!», чтобы выпрыгнула наружу, не оцарапала меня с перепуга, а она не шевелится. Присмотрелся, а это та самая шапка и есть. В общем, злоумышленнику не удалось уйти от ответственности.
Именно благодаря Сергею Заугольникову были задержаны преступники, совершившие разбойное нападение на фельдшера скорой помощи. Это громкое преступление также произошло в девяностые годы.
– В течение почти четырех часов мы отрабатывали район, где было совершено нападение, – описывает С. Заугольников тот случай. – Смена уже заканчивалась, и мы направились в отдел милиции, когда увидели молодого человека, который шел по тротуару. Он держался довольно спокойно: объяснил, дескать, был у подруги, теперь вот возвращается домой. Но я обратил внимание на сбитое дыхание. Приложил ладонь к его сердцу, а оно колотится так, словно парень только что стометровку за три секунды пробежал. Доставили его в отдел. А через пару часов туда же пришли его «товарищи» – выручать друга, которого «задержали ни за что». Одежда одного из них была запачкана кровью. Так преступление было раскрыто.
Чтобы помнили...
Но вернемся к общественной работе Сергея Ивановича. В свое время его, как и товарищей, очень расстроило закрытие Школ юного десантника и юного пограничника. И ветераны «Боевого братства» делали все, чтобы укрепить систему военно-патриотического воспитания молодежи. Поэтому с большой радостью приняли возрождение «Зарницы», приветствовали появление спортивных турниров, посвященных памяти славных земляков. Создание музея военно-патриотического воспитания – очередной этап этой работы. Здесь новотройчане смогут знакомиться с экспозициями, посвященными истории пионерской и комсомольской организаций, событиями, происходившими в горячих точках. И конечно, отдельная выставка расскажет о современных героях – бойцах специальной военной операции. В частности, на ней будут представлены предметы, привезенные командой «Боевого братства» с территории СВО в ходе гуманитарных командировок. В их организации, кстати, Сергей Заугольников принимает самое живое участие, наряду с другими активистами «Братства» и его руководителем – Артемом Лоскутовым.
Последние новости
-
20-12-2024
Команда «Ястребы» - победитель открытого международного турнира по следж-хоккею на Кубок Губернатора Оренбургской области
-
20-12-2024
Суд подтвердил законность решения Оренбургского УФАС России
-
19-12-2024
Педагоги Новотроицка приняли участие во Всероссийском форуме «Педагогическая гавань»
-
19-12-2024
Школьный музей из Оренбургской области стал партнером Музея Победы в Москве
-
19-12-2024
Количество заболевших ОРИ в Оренбуржье за неделю снизилось