Быть садоводом в наше время – не столько насущная необходимость, сколько желание души. Что чувствуют владельцы участков, возвратившись на свои сотки после зимнего перерыва?
Многие, не сговариваясь, утверждают: в саду душа отдыхает, уходят мрачные мысли. Но удовольствие от общения с землей из года в год омрачает горечь обиды. Каждый раз, дождавшись весны, садоводы ведут нерадостный список потерь: там пропали трубы, тут упал забор, потому что кто-то выкопал железные опоры, на которых он держался… Металл как легкую наживу с незащищенных садов вывозят тоннами. Об этом говорят много лет, но актуальности проблема не теряет. На недавней отчетной конференции ассоциации садоводческих товариществ Новотроицка опять о старом: нелегальной скупке всего металлического.
-- Из 20 приемных пунктов, имеющих лицензию на право приемки металла, официально осталось пять. Но на деле они есть в каждом гаражном массиве. Это незаконно и неправильно, но почему-то у нас каждый подросток и бомж знает, где можно сдать металл, а участковые о существовании «подпольных» пунктов приема не знают, – говорил с трибуны председатель ассоциации садоводческих товариществ г.Новотроицка Виктор Чумак.
По поручению садоводов еще осенью Виктор Васильевич обратился в полицию с заявлением, в котором указал массивы и номера гаражей, где незаконно ведут прием металлолома. Несколько месяцев ждал, какие меры будут приняты.
– Ни ответа ни привета, – отчитался он на конференции перед председателями товариществ. – Просил содействия у общественного совета при полиции – не помогло. Незадолго до нашего собрания пошел сам посмотреть, кто тормозит работу. Во вторник обратился, в среду-четверг пункты уже закрыли. Выходит, и здесь без ручного управления дело не движется.
Новотроицкая ассоциация сегодня объединяет 25 товариществ. Еще несколько лет назад было значительно больше. Люди просто бросают сады от безнадежности.
Но стоило только по осени в районе двух мостов появиться полиции, на время воровство приостановилось, об этом тоже говорили на конференции.
Конечно, многое зависит и от самих садоводов, их умения объединиться. Там, где организована охрана, повального воровства нет. Но товариществам, в которых большинство садов уже брошены, а на оставшихся трудятся в основном пенсионеры, нанять сторожей не по карману.
Между тем брошенные сады – не просто пустующие земли. Для соседей, возделывающих свои участки, это еще и рассадник сорняков. А для всего товарищества – недоимки в его и без того небогатый бюджет. Те, кто садом не занимается, не считают нужным платить в общую кассу. Зато для других взносы неизбежно возрастают. Желающие арендовать или купить «забытый» участок есть, но по закону распорядиться брошенными садами председатели не имеют возможности. Даже забытый и разоренный сад для владельца по-прежнему капитал. Его можно продать. И цены на участки в Новотроицке неслабые. Правда, бывает, что вслед за сделкой и приходом новых хозяев председатели товариществ вынуждены обращаться в суд. Случаи, когда сады с долгами обретают новых владельцев, минуя председателя товарищества, не так уж и редки. Естественно, новые хозяева платить за старых ничего не хотят.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Это – и про садоводов тоже. Но утверждать, что государство совсем не уделяет им внимания, было бы неверно. На самые насущные нужды финансовая помощь оказывается как из муниципального бюджета, так и из областного. Главное – выделить основную проблему. Такой проблемой для новотроицких садоводов еще несколько лет назад стала катастрофическая нехватка воды в товариществах, берущих воду из карьера ЮУГПК. Вместе с администрацией города была разработана программа, позволяющая 18-м садам уйти от карьера и качать воду из Урала. Для ее воплощения за два года потребовалось проложить не один километр труб и приобрести насосы. Часть собранных и затраченных на это денег была компенсирована новотроицким садоводам из области. Например, в прошлом году региональный бюджет выделил около 300 тысяч рублей, возместив 18-м садам затраты на электродвигатель и насос, приобретенные почти за 450 тысяч.
Не остаются в стороне и спонсоры, в числе которых традиционно «Уральская Сталь».
Горячее обсуждение на конференции вызвала организация автобусных маршрутов. С 20 апреля муниципальный транспорт начал регулярные рейсы по всем утвержденным направлениям. Но оказалось, вопросов здесь тоже достаточно: и по графику движения, и по количеству автобусов, и по самим маршрутам.
Еще один животрепещущий вопрос был поднят под занавес конференции: реализация излишков того, что растет в садах-огородах. Садоводы упорно настаивают на своем праве продавать пучок редиски в шаговой доступности – как к покупателю, так и к собственному дому. Городские власти столь же твердо стоят на букве закона, причем федерального, который запрещает стихийные рынки. А на центральном – торгуйте, пожалуйста! Только пенсионеры туда не торопятся.
Словом, очередной огородный сезон снова обещает быть жарким.