Угроза развития мирового экономического кризиса заставляет предприятия искать возможности сохранить завоеванные позиции – не снизить объемы производства, не потерять рынок, сохранить уровень прибыли. А еще лучше, несмотря на неблагоприятные экономические факторы, приумножить и то, и другое, и третье.
Наш завод в этом году держит производство на уровне 2012 года благодаря способности быстро перестраиваться. Упал спрос на одни виды продукции – мы компенсируем потери за счет других так, чтобы не снижать общий объем реализации.
Но есть более надежные способы достичь экономической устойчивости. Это диверсификация производства, внедрение более глубокой переработки сырья. Это позволяет занять новые ниши на мировом рынке, получить дополнительную прибыль.
Новотроицкий завод хромовых соединений идет именно по такому пути. Уже в этом году мы планируем освоить производство электролитического хрома. Еще десять лет назад мы были чисто химическим предприятием. Потом освоили металлургию – стали выпускать хром металлический. И вот сейчас готовимся освоить еще и электрометаллургию.
Мы целенаправленно движемся к выпуску продукции высочайшего качества. Ведем работу с новосибирскими учеными по рафинированию хрома, то есть очистке его водородом. И хотя сегодня наш хром металлический имеет совершенно ничтожное количество примесей, мы в ближайшее время будем получать хром чистотой «четыре девятки после запятой», то есть 99,9999. Он используется для получения особо чистых сплавов, спрос на такую продукцию в мире есть.
Для производства электролитического хрома не потребуется дополнительных затрат на сырье, поскольку исходный продукт – хромовый ангидрид, который выпускается на нашем заводе.
Другой вид продукции, который мы планируем тоже освоить в этом году, – хромовый порошок. Это хром тонкого помола. Он используется в металлургии в составе биметаллических таблеток при легировании стали, когда дозировка легирующих элементов должна быть особо точной.
Над этими двумя проектами работают заводские проектно-конструкторский отдел, исследовательская лаборатория, служба главного металлурга, которая теперь выделена из производственно-технического отдела.
Оборудование для электролизного отделения будет изготовлено у нас, в механическом цехе. А вот инерционную дробилку для производства хромового порошка планируем закупить в Белоруссии, сейчас уже ведутся переговоры.
В нынешнем году, кроме плановых текущих и капитальных ремонтов оборудования в цехах, планируется модернизация котельной с заменой отечественных котлов, выработавших свой ресурс, на импортные, немецкие. Они более экономичны: производство пара на 10 процентов выше при более низком – на 15 процентов – расходе газа. С этим проектом мы решили принять участие в федеральной программе по энергоэффективности и уже отправили документы в областное министерство промышленности и инноваций. Если он будет признан достаточно эффективным, на его внедрение завод может получить порядка 10,5 млн. рублей от правительства области.
Есть у заводских новаторов еще один проект – давнишний, выстраданный, к которому мы долго подступались, потому что он требует и огромных затрат – по приблизительным подсчетам до 2 млрд. рублей – и огромной подготовительной, исследовательской и организационной работы. Это использование отходов производства, переход на практически безотходную технологию. Думаю, нет смысла говорить, насколько это актуально и для нас, и для города в целом. Можно было бы привести немало примеров того, как использование отходов давало большой и экономический, и экологический эффект. На наших глазах исчезают горы металлургического шлака, уродовавшие город: он уходит на переработку. И у нас на заводе в конце 90-х годов сульфат натрия, который горой лежал на территории, начали перерабатывать в сырье для производства стиральных порошков. Исчезла гора, мозолившая всем глаза, а предприятие получило от этого хорошую финансовую выгоду.
Сегодня пришла пора обратить пристальное внимание на шламовые пруды. Проект их ликвидации, несомненно, более масштабный и экологически более значимый, чем названные. Но он реален. Уже есть технологии переработки подобных шламов.
Что даст их внедрение? Во-первых, с уменьшением объема отходов снизится плата за них. Во-вторых, произойдет частичное замещение сырья – доломита, и, следовательно, снизятся расходы на его закупку. Более того, вторичные отходы после сушки в цехе монохромата натрия могут быть использованы в доменном производстве, например, на «Уральской Стали». Специалисты из МИСиС по нашей просьбе проанализировали состав вторичных шлаков и пришли к выводу: они могут заменить в доменном производстве часть сырья, которое сейчас закупается комбинатом по высоким ценам, а у нас оно, как вторичное сырье, будет стоить копейки.
Есть и еще одна – это уже четвертая – выгода. Со временем, после выработки содержимого шламовых прудов, для их рекультивации могут быть использованы вскрышные, пустые породы с Аккермановских рудников и глиняного карьера Новотроицкого цементного завода. Мы провели подсчеты: все эти отвалы, которые сегодня громоздятся вокруг города, могут уйти на засыпку прудов.
На пути осуществления этого проекта было много препятствий, и сейчас осталось одно – это согласование технологии с Росприроднадзором. Пока изучается данная технология, и нам не дали зеленый свет на ее применение. Но мы уверены, что и эта проблема решится уже скоро. Повторю, на реализацию проекта потребуются годы и годы, но начинать двигаться в этом направлении нужно уже сегодня. Дорогу может осилить только идущий.
И мы будем, пусть даже через суд, отстаивать свое право снижать количество вредных отходов производства. Пока же отправили документы в Министерство промышленности России – нашу заявку на участие в экологической программе по ликвидации экологического ущерба. Надеемся найти там понимание.
Александр ЕПИФАНЦЕВ,
главный инженер Новотроицкого завода хромовых соединений.