Много лет я работала в Новотроицкой типографии на линотипе – набирала газету. Оригиналы приносили из редакции к концу рабочего дня, и за вечернюю смену мы, линотиписты, должны были все набрать, чтобы с утра газету начали верстать и вычитывать. Мы не уходили домой, пока весь набор не был сделан. Случалось, линотипы начинали барахлить, среди ночи приходилось вызывать наладчика Александра Петровича Романенко, и тогда мы задерживались до поздней ночи, а то и до утра.
Бывали у нас и ЧП. Однажды, помню, печатница уже забрала готовые, вычитанные и подписанные в печать полосы, установила на стол печатной машины, но забыла заключить их в формы, которые должны были жестко удерживать набор. Тогда в типографии еще не было ротации, и газету печатали на плоско-печатном станке. Печатница включила машину, и… весь набор рассыпался.
Было это часов в восемь вечера. Я как раз вышла в ночную смену и уже начала набирать следующий номер газеты. Прибегает мастер:
– Откладывай все! Надо завтрашнюю газету набирать заново!
Мы – линотиписты, верстальщики, корректор – всю ночь работали в авральном режиме, но к утру газета была отпечатана и отправлена к читателю.
Сейчас, когда газета набирается и верстается на компьютере, даже невозможно представить, с какими трудностями нам приходилось сталкиваться. Линотип – довольно сложная машина и должна работать как часы. На нем из букв, как на печатной машинке, набираешь строки, они отливаются из металла, и вот так, строка за строкой, набираешь всю статью. Делаешь контрольные оттиски – гранки и передаешь набор на верстку. Случись в работе линотипа даже небольшие неполадки – и пошли ошибки. То не те буквы падают в строку, то что-то застревает…
Как-то у линотипистки Нины К., которая работала в ночную смену, не падала в строку буква «и», так что весь набор у нее оказался без этой буквы. Для интереса возьмите любой текст и посмотрите, сколько в нем букв «и». Почти в каждой строке! На следующий день корректор принесла в правку полосы, которые фактически пришлось перебирать заново.
Всякое бывало, но все же мы добром вспоминаем те годы. Мы были молоды, трудностей не боялись, а выпуск газеты – это была наша жизнь.
На снимках: М.Лябинцева на своем рабочем месте – за линотипом и верстальщица газеты «Гвардеец труда» В.Васильева; линотипистка М.Лябинцева и верстальщица А.Щербаченко просматривают свежий номер газеты «Гвардеец труда».
Фото из архива М.Лябинцевой.
Мария ЛЯБИНЦЕВА,
ветеран Новотроицкой городской типографии.