О семейных ценностях – со школьной скамьи
- Встречи на улице Новотроицкой
- 18-12-2024 09:45
- Елена Ушакова
Символично, что в Год семьи в российских учебных заведениях появился новый предмет – «Семьеведение». Теперь со школьной скамьи детям прививают ответственное отношение к семье и семейным ценностям. Предмет преподается для учащихся старших классов в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном» или внеклассной работы.
Конечно, формирование семейных ценностей у детей начинается в семье на примере родителей. А уже педагоги в школе могут дополнить, откорректировать имеющиеся знания. Особенно это важно в случаях, когда обстановка в семье не очень благоприятная или семья неполная. Предполагается, что именно уроки «Семьеведения» помогут в перспективе увеличить количество многодетных семей, укрепить семейные узы.
Преподавать этот факультатив в школах доверили педагогам-психологам, а также учителям истории и обществознания. «Семьеведение» – это не урок в привычном для нас понимании, а скорее доверительная беседа учителя с учениками на важные социальные темы. Дети могут высказывать свое мнение, задавать вопросы. Оценки за усвоение материала здесь не ставят.
В лицее №1 Новотроицка разговор о важном поручили вести педагогу-психологу Александре Волченко. Курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 часа. Занятия проводят для учащихся 7-11 классов раз в неделю. Подросткам рассказывают о ценности крепкой семьи, брака, многодетности, о традициях и нравственных ориентирах, которые передаются из поколения в поколение, укрепляя гражданское общество.
Педагог использует разные формы работы, чтобы детям было интересно и познавательно. Это беседы, дискуссии, презентации, игровые мини-упражнения, диагностическая работа, практические задачи. Учащимся особенно нравится самостоятельно подбирать варианты выхода из проблемных, конфликтных ситуаций, которые для них предлагает учитель. Отработка моделей поведения, социального общения позволит ребятам в дальнейшем принимать правильные решения, если что-то подобное случится с ними в жизни на самом деле.
– Главная цель «Семьеведения» – сформировать у учащихся позитивное отношение к семейной жизни, помочь найти ответы на интересующие их вопросы. Конечно, какие-то темы пока вызывают у подростков улыбку. У них это защитная форма реакции для подавления истинных эмоций. Но, если при одноклассниках некоторые дети стесняются что-то спросить по волнующему вопросу, то подходят ко мне после урока. Это большой плюс, значит, рассматриваемые темы для них действительно актуальны, значимы, – отмечает Александра Сергеевна.
К сожалению, не у каждого школьника перед глазами есть достойный пример для подражания. Кто-то даже убежден, что в будущем никогда не будет заводить семью, детей. Как раз на таких занятиях подростки имеют возможность извлечь для себя новую полезную информацию, начать мыслить более позитивно. Ведь на уроках «Семьеведения» популяризируют формат именно здоровых отношений в семье. На примерах педагог рассказывает, что хорошо, а что плохо. Дети, конечно, анализируют полученную информацию, сравнивая ее со своей семьей, и делают выводы.
Комментарий заместителя начальника городского управления образования Светланы Тарбаевой:
– Министерство просвещения пока решило сделать курс по «Семьеведению» внеурочным. Если вводить его в обязательную сетку расписания, то придется выделять часы, то есть жертвовать другими предметами. В Новотроицке «Семьеведение» преподается в старших классах в основном через курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Материал подбирается в зависимости от возрастной группы. Но хочу отметить, что для нашего города это не новое направление. Так, например, на протяжении многих лет в гимназии №1 для десятиклассников преподается факультативный курс «Основы семьи и брака», который ведет кандидат педагогических наук, отец Александр Трушин. На мой взгляд, очень полезно развивать у подрастающего поколения понимание семейных ценностей.
Замечательно, когда детям есть чем гордиться. Ученики 7 «Г» класса лицея №1 в разговоре с нашим корреспондентом рассказали о своих семьях, а также поделились впечатлениями о новом предмете.
Виктория Козлова:
– Люблю, когда все родственники собираются одной большой дружной компанией. Это очень весело. Но, к сожалению, сейчас такие встречи происходят реже, потому что многие разъехались. Весело и дружно мы проводим время и в узком семейном кругу. Летом вместе часто выезжаем на природу, зимой катаемся на лыжах, «плюшках», в общем, ведем активный образ жизни. С мамой у меня очень хорошие, доверительные отношения, часто с ней разговариваю на разные темы, делюсь секретами, но, конечно, не всеми. Папу чаще интересует моя учеба. Я только переступлю порог дома, а он уже спрашивает: «Ты уроки сделала?». Родители поддерживают меня в моих увлечениях, понимая, насколько это для меня важно. Еще у меня есть старшая сестра. Мне нравится проводить с ней свободное время. Периодически навещаем всей семьей бабушку с дедушкой, помогаем им по хозяйству, например, в огороде.
Конечно, основное понимание того, что такое семья и какой она должна быть, у меня уже есть. На уроках «Семьеведения» эти знания только расширяются. Нас учат, как правильно выходить из конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в семье. Думаю, в будущем нам это пригодится. Когда рассказывают о примерах добрых отношений, приятно сознавать, что в нашей семье так и есть.
Алиса Любина:
– У меня хорошая семья. Все веселые, добрые, всегда готовы поддержать и прийти на помощь. Я уверена: что бы ни случилось, семья всегда будет на моей стороне. Папа у меня всегда очень позитивный, своими шутками может разрядить любую ситуацию. Мама всегда готова выслушать, помочь, подскажет, как лучше поступить. Для меня это очень ценно. Моя старшая сестра тоже очень позитивная, у нее много увлечений и хорошо с успеваемостью в школе. Я тоже стараюсь за ней тянуться, добиваться успехов. Все вместе мы любим путешествовать.
Из уроков «Семьеведения» я узнала, какие бывают семьи. Нам также рассказывают о том, что между членами семьи должны быть хорошие отношения, что нужно поддерживать связь с родственниками, а также подсказывают, как поступать в конфликтных ситуациях. Например, недавно мы на практическом занятии разбирали, как можно помочь родителям помириться в случае их ссоры. Педагог очень понятно и интересно все объясняет. В процессе разговора я еще больше убеждаюсь в том, что у нас дома складываются доверительные отношения. Хорошо, когда есть папа, мама, и между собой они не ссорятся. В будущем, создавая свою семью, буду ориентироваться на пример своих родителей.
Сергей Слепенко:
– Моя семья очень хорошая и позитивная. Конечно, в основном папа горазд на шутки. Вообще у меня классные, дружные родители. Папа увлекается рыбалкой, мама любит готовить. У каждого есть свои интересы. Но вечером мы можем собраться все вместе и весело провести время за настольными играми. Я очень люблю свою сестру. И хотя она старше меня на 13 лет и живет уже в другом городе, мы все равно очень дружны. С удовольствием провожу время с племянником, которому всего три года. Когда я вырасту, хочу, чтобы у меня было двое детей: мальчик и девочка.
Темы, которые мы проходим на «Семьеведении», для меня интересны. Хотя мне и так было известно, что в семье все должны относиться друг к другу по-доброму, что родители должны быть дружны с детьми. Возможно, на следующих уроках я смогу почерпнуть для себя что-то новое. В любом случае радостно убеждаться в том, что в нашей семье складываются хорошие отношения. Полезно также узнать и о том, как не стоит себя вести.
Последние новости
-
18-12-2024
На заседании Правительства области принята программа «Кадры 2.0», направленная на содействие занятости молодежи
-
18-12-2024
В Оренбуржье движение на трассах восстановили во всех направлениях
-
18-12-2024
Фонды Оренбургского музея изобразительных искусств пополнились уникальной книгой, подаренной космонавтом Олегом Кононенко
-
17-12-2024
Синоптики на востоке области прогнозируют метель
-
17-12-2024
В Оренбуржье на дорогах сняты все ограничения, введенные из-за непогоды