Гвардеец труда. Новотроицк

В Новотроицке стремятся сделать работу в школе престижной


В Новотроицке стремятся сделать работу в школе престижной

В Новотроицке стремятся использовать различные формы   решения проблемы дефицита  кадров в учреждениях образования. В частности, работает муниципальная программа  привлечения молодых специалистов,  на базе школ организованы психолого-педагогические классы.

«Мода» на профессию учителя

Количество выпускников школ  города, которые выбирают для поступления педагогические вузы, постепенно увеличивается. Так, например, в 2022 году их было 19, в 2023 году – 18, а в 2024 году – уже 31. Это ребята из  школ №4, 6, 13, 15, 17, 18, 22, 23,  лицея №1 и гимназии №1. Заместитель начальника городского  управления образования Светлана Тарбаева рассказывает, что перечень  вузов, которые выбирают новотройчане, достаточно широк. Но есть немало ребят, которые остаются в Оренбуржье  и получают достойное образование на базе, скажем, Орского гуманитарно-технологического института или Оренбургского государственного педагогического университета. Ежегодно  молодые специалисты пополняют ряды педагогических работников Новотроицка. Тем не менее образовательные учреждения еще продолжают испытывать нехватку кадров.

– На протяжении многих лет в школах не хватает учителей русского языка, математики, физики, информатики, иностранного языка, а с этого года – еще и учителей технологии. Стремимся разными способами исправить ситуацию. Так, например, сейчас у нас в школах работают 42 специалиста, которые прошли профессиональную переподготовку по разным направлениям, – говорит Светлана Сергеевна.

Второй год подряд в Новотроицке функционируют психолого-педагогические классы. Первый из них был создан в лицее №1. Сейчас к этому направлению присоединились  школы №13 и 16. Общее количество десятиклассников и одиннадцатиклассников, проходящих обучение в психолого-педагогических классах, составляет 82 человека. Помимо этого, сформирована группа заинтересованных в приобретении этой профессии ребят в гимназии №1.

– Основная цель создания таких классов: показать школьникам положительные стороны работы педагога, мотивировать на поступление в педагогические вузы, ввести моду на профессию учителя. По сути, психолого-педагогические классы являются первой ступенью в процессе непрерывного педагогического профессионального образования. Данному направлению уделяется пристальное внимание со стороны профессионального сообщества. Ведь создание таких классов решает задачи по проф-ориентации, способствует выявлению учеников с педагогической одаренностью, формированию активного интереса к профессии еще в стенах общеобразовательной организации, осознанному выбору молодыми людьми будущей профессии и в перспективе – восполнению дефицита педагогических кадров в школах, – отмечает Светлана Тарбаева.

Профильные занятия в психолого-педагогических классах организуются за счет внеурочной деятельности. Основными предметами и направлениями являются педагогика и психология – это та база, которая необходима для формирования общего понимания методики работы педагога. Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Дети, посещающие профильные классы, пробуют себя в роли педагогов в организованные дни самоуправления, участвуют в других школьных мероприятиях,  проявляют себя в конкурсах. Например, обучающиеся в психолого-педагогических классах лицея №1 и школы №13 приняли участие в чемпионате «Профессионалы-2025» в категории «Юниоры».

Также городским управлением образования налажено взаимодействие психолого-педагогических классов с вузами. Например,  школьники из Новотроицка смогли принять участие в ярмарке профессий на базе ОГТИ. В этом учебном году запланировано посещение дня открытых дверей института. Поддерживают психолого-педагогические классы и на уровне министерства образования области. Для педагогов было проведено обучение по организации работы как раз в таких  профильных классах.

Возможности муниципальной программы расширяются

Важным и эффективным инструментом решения проблемы  дефицита педагогических кадров является муниципальная программа. Она предусматривает меры поддержки по разным направлениям: целевое обучение студентов, стимулирующие выплаты и предоставление жилья молодым специалистам. Однако реализуется программа в городе не так давно, поэтому результаты пока скромные. В конце 2023 года молодые специалисты получили единовременные выплаты. Ранее одному из педагогов была выделена квартира в поселке Новорудный.

– Рассчитываем, что на 2025 год средства на муниципальную программу по привлечению педагогических кадров будут выделены и ее реализация продолжится. Запланировано внести в программу и некоторые изменения, в частности, расширить категории молодых специалистов, которым полагаются выплаты. Они должны быть предусмотрены не только для педагогов, поступивших на работу в школу, но и для работников системы  дошкольного и дополнительного образования. Причем наличие высшего образования у специалиста для получения такой меры поддержки не должно быть обязательным условием, – рассказывает  Светлана Тарбаева.

Есть  у города планы   приступить к  целевому направлению выпускников школ на учебу для получения профессии педагога. Программа предполагает материальную поддержку студентов на этапе учебы в педагогическом вузе, а в дальнейшем молодые специалисты должны будут вернуться в город для работы в образовательном учреждении. Как показывает практика реализации программы по привлечению медицинских кадров, целевое направление – это эффективный способ закрепления молодых людей на территории.

– В начале декабря мы получили письмо из Оренбургского государственного педагогического университета с сообщением, что вуз подключается к работе по целевому обучению. Мы намерены сотрудничать с ним в этом вопросе. Рассматриваем варианты и пути реализации такой возможности, – сообщает Светлана Тарбаева.
Этот сайт использует сбор метрических персональных данных. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных метрических данных.