Дебаты по поводу реорганизации учреждений начального и среднего профессионального образования, похоже, заканчиваются, да и времени на них не остается: с 1 сентября 2013 года очередной учебный год начнется в новом формате. Для Новотроицкого политехнического колледжа тоже: к нему присоединяется профессиональное училище №5. Выигрывают или проигрывают образовательные учреждения? Об этом рассуждает директор обновленного учебного заведения Марина Перчаткина.
Начало процессу положило постановление правительства Оренбургской области от 21 мая 2013 года «О реорганизации государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Новотроицкий политехнический колледж». Предметом и целью вновь созданного учебного заведения является осуществление образовательного процесса в сфере начального и среднего специального образования. Работа в этом направлении уже идет полным ходом. Мне повезло в том смысле, что мы с директором пятого училища Владимиром Васильевичем Поминовым не стали делить портфели и решили: он остается заместителем директора по учебно-производственной работе и руководителем начального профессионального образования.
Мы тревожились, что будет много вопросов: всякая реорганизация вызывает сомнения, тревожит. Поминов собрал родителей, учащихся. Все под роспись дали согласие на обучение в новом образовательном учреждении. Для них-то статус повышается, выпускникам будет вручаться диплом колледжа, в котором отдельной строкой будет записано, что получено начальное профессиональное образование.
Как воспринял коллектив ПУ идею объединения? Спокойно. Все понимают, что назад хода нет, и надо думать, как двигаться вперед. Искусственных социальных трудностей людям создавать тоже нельзя. Было решено преподавателей и мастеров, обслуживающий персонал оставить. Если сейчас начать все ломать, сколько человек окажутся безработными. Есть люди, социально защищенные, у кого есть пенсии, а куда деваться молодым женщинам? 4 человека надо сократить, но я думаю, мы их трудоустроим на вакантные должности.
Училище дает нам огромные возможности для работы. Я посмотрела устав, и у меня глаза загорелись. Производство хлеба, мучных и кондитерских изделий, распиловка и строгание древесины, пропитка древесины, производство пиломатериалов и деревянных строительных конструкций, деревянной тары, кухонной мебели, деревянных рам для картин, фотографий, зеркал, изготовление замков и петель, штукатурные, малярные работы и многое другое -- на всем этом можно зарабатывать. Было бы желание и человек-«моторчик», который бы этим занялся. Такие люди в коллективе есть.
Объединение делает процесс профессионального образования непрерывным. Окончившие курс обучения в ПУ при желании могут переходить на более высокий уровень – в колледж, сразу на третий курс, доучиваются 1 год и 10 месяцев и получают диплом. В свою очередь студенты тут же, на месте, могут дополнительно получить рабочие профессии стропальщика, сварщика, слесаря, а на производстве за владение двумя-тремя смежными профессиями идут доплаты.
Заручившись поддержкой родителей и руководства «Уральской Стали», мы стали думать, как нам поступить с материальной базой училища – зданием, оборудованием. Министерство образования предлагало здание передать городу, ребят забрать себе, сломать старые мастерские, построить в колледже новые и перевезти сюда все оборудование -- прекрасные современные станки. Я посчитала: на такое переселение и трех миллионов не хватит, а с 1 сентября мы должны начать работать. По времени не успеваем. Поэтому приняли такое решение: работаем в прежнем режиме, мастерские остаются на месте, коллективы -- тоже. Создадим цикловые комиссии – например, математиков соберем в одну комиссию, технические специальности в другую и так далее. Все равно нам придется работать вместе.
Одна из трудностей, с которой столкнулись не только мы, но и все реорганизованные учреждения, состоит в том, что новую систему предложили, а образовательные стандарты к ней не сформулировали, без них сложно планировать учебно-воспитательную работу. Думаю, к концу года мы их получим. Но в любом случае содержанием совместной работы станет сохранение всех традиций, которые сложились в ПУ-5 и колледже. В обоих учебных заведениях созданы прекрасные музеи. Есть идея объединить экспонаты в один солидный музей; сделать отдельные стенды о Нелли Алексеевне Ивановой – организаторе музея и ее бессменном руководителе, о Михаиле Филипповиче Кузьмине, который 23 года был директором металлургического техникума, а впоследствии политехнического колледжа, о наших бывших директорах. Сделать передвижную выставку о ребятах, добившихся больших успехов, о выпускниках, погибших в локальных войнах.
Будем планировать совместные мероприятия, пусть ребята привыкают к мысли, что они теперь одно целое, притирались друг к другу, чтобы не было зависти, нездорового соперничества.
Первое, с чего мы начали, -- определили, какие специальности и профессии оставить. Ориентир дала дирекция по персоналу металлургического комбината, рассчитавшая потребность в работниках основных специальностей и профессий до 2016 года. Среди наиболее востребованных специалистов среднего звена -- электрики, доменщики и сталеплавильщики, обработчики металла давлением, механики, гидравлики – всего 2 322 человека, по пятому училищу – машинисты кранов металлургического производства, электрогазосварщики, в меньшей степени слесари КИПиА, помощники машиниста тепловоза, повара и кондитеры – 929 человек.
С 15 мая в колледже уже начался прием документов. В этом году он ведется без вступительных экзаменов, по результатам ГИА. Принимаем всех, кто приходит. Ввиду того, что количество бюджетных мест все же ограничено, будем учитывать рейтинг оценок. Если молодой человек, девушка не наберут нужного количества баллов, им будут предложены или другие бесплатные специальности, или коммерческая форма обучения. Уже сейчас ясно, что на специальности «Компьютерные системы и комплексы», «Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте» будет конкурс. Меньше всего идут на сталеваров-доменщиков и на механиков – специальности, востребованные в ОАО «Уральская Сталь». В колледже есть заочное отделение: на бюджет набираем механиков и электриков. Если будут желающие, наберем и на другие специальности.
Некоторые скептики утверждают, что идея объединения училищ и техникумов, лицеев, колледжей надуманна. Я считаю иначе: начальное профессиональное образование в новой системе не потеряется. Мастера ПУ для нас -- просто клад. К примеру, будущие мастера-гидравлики должны овладеть еще и соответствующей рабочей профессией, которую дает именно училище.
Верю ли я в изначальную идею поднять училище до уровня техникума? Задача трудная, но стремиться решить ее надо. Сразу не получится хотя бы потому, что идея стоит больших денег, нужно вложить немалые средства в оборудование, необходимое для обучения, научить преподавателей работать на нем – тогда можно ребят ПУ поднять до уровня техникумов и колледжей и собрать всех под одной крышей. Как скоро это произойдет, сейчас не скажет никто.
Справка"ГТ". Перчаткина Марина Викторовна, директор Новотроицкого политехнического колледжа. Родилась в Новотроицке. Окончила школу № 3 поселка Новорудного. После окончания горно-металлургического института им.Носова в г.Джетыгара в Казахстане работала зав. кафедрой горных дисциплин. С 1997 года – в Новотроицке, в НПК. На должность директора назначена в феврале 2013 года.
Подготовила Антонина ОВСЯННИКОВА.