Что такое чудо? Согласно словарю Даля, чудо – это всякое явление, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы. Но это еще и диво, необычайная вещь или явленье, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, что-то едва сбыточное. Семь чудес света и неопалимая купина – это чудеса разного порядка.
Условно говоря, одни явления мы можем назвать «обыкновенным», а другие – «необыкновенным» чудом. Со смысловой точки зрения оба выражения бессмысленны. Что это за чудо, если оно обыкновенное? Такое выражение может быть использовано только как метафора, что и было сделано в знаменитой пьесе Е.Шварца и знаменитом фильме Марка Захарова. А выражение «необыкновенное чудо» то же самое, что и «масло масляное». И все-таки оба таких чуда произошли две тысячи лет назад на берегу Галилейского моря. Вернее, чудо было одно, но рассказано о нем по-разному.
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы; И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за ним» (Матф. 4, 18-20).
Вот так, взяли и пошли. Все бросили, все забыли и по слову пошли за Ним… Истинное чудо…
Так у Матфея, самого простодушного и незатейливого из евангелистов.
Евангелист же Лука мудрено и деловито рассеивает это чудо, прибегая к описанию чуда гораздо более прозаического, театрального, показного, чем то, о котором поведал Матфей. Словом, Лука все объясняет.
Согласно Луке, все было не так уж и просто – взяли да и пошли по слову!
Нет. Сначала Иисус попросил рыболовов отплыть вместе с Ним на лодке от берега, «и сев учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! Потому что человек я грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лука, 5, 3-9).
И вот только после свершения этого чуда Иисус сделал то, что чудом уже и не выглядит. После этого Он призвал Симона, сказав ему: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков». Но Он мог бы и не говорить этих возвышенно-таинственных слов, ибо на Симона и Андрея чудесный улов произвел такое впечатление, что они и без всяких дальнейших слов решились бы на то, на что решились: «вытащивши обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним».
Так развенчано пышным чудом великое чудо, скромно и кротко описанное Матфеем, которого Лука, должно быть, не раз упрекал за то, что тот пренебрег изображением чудесного улова.
– Ах, Лука, – отвечал, должно быть, на эти упреки Матфей, – за Ним была Истина, и Он был достаточно ею проникнут, чтоб призвать одним только Словом.
– Нет, Матфей, нет! – возражал Лука. – Чудо должно быть ярким и зримым!
…Разговаривая так, они стояли на том самом месте, где Иисус призвал Симона и Андрея. Время от времени, прерывая спор, евангелисты прохаживались в раздумьях, заложив руки за спину и ничего не замечая вокруг: Лука не замечал, что Матфей расхаживает по воде, как по суше, не замечал этого и сам Матфей…
Так описал этот предполагаемый спор между Матфеем и Лукой Владислав Отрошенко в книге «Тайная история творений». И был совсем недалек от истины, ибо спор их уже состоялся в тех Евангелиях, авторами которых они были.
Во время спора Матфей совершает чудо, расхаживая по воде, как по суше, но ни он, ни его оппонент Лука этого не замечают. Матфей этого не замечает, потому что для него это «обыкновенное» чудо, дарованное ему Учителем для того, чтобы «ловить человеков». «Обыкновенное» не в силу своей легкости и неяркости, а в силу того, что не в чудесах дело (для тех, кто одухотворен Господом, любое чудо по плечу), а в той Истине, которую апостолы отныне несут людям. По той же (но и совсем другой) причине не замечает чудо, сотворенное Матфеем, и Лука: для него оно слишком обыкновенно, не зрелищно, без грома и молнии, без черной мантии и, главное, без зрителей. В глубине души Лука, видимо, не верит в тех человеков, которых собирается «ловить», и поэтому главным условием успеха в ловле для него является «необыкновенное» чудо, то, что наверняка поразит любого человека и «заставит» его пойти по нужному пути.
Огромный улов, конечно же, поразил воображение рыболовов, но у неискушенного читателя этот эпизод отнял присутствие тайны, явленной в Евангелии от Матфея. Любой человек пойдет за Тем, Кто явил ему свое могущество. Пойдет не только по велению души, но и от страха не пойти, от желания обрести могущественного покровителя, от желания изменить жизнь в лучшую сторону. Но не каждый и не за каждым пойдет по первому слову, движимый только неизъяснимым порывом и верой, обретенной еще до знания.
Разные бывают «ловцы человеков». Многие из них стремятся поразить воображение людей если не явлением чуда, то обещанием всевозможных чудес в далеком и недалеком будущем, сытой и благополучной жизни. И человеки, веря и не веря, снова идут за ними и снова попадаются в расставленные силки. Кто-то в этой наивности видит ничтожество и глупость, а кто-то — величие и благородство человека. Сохранить веру в зовущее слово в современном мире – разве это не чудо?