Гвардеец труда. Новотроицк

Воспоминания о тяготах военного лихолетья сохранила детская память


Среди ветеранов, которым в преддверии празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне вручили  юбилейные медали, и жительница села Хабарное, участница трудового фронта Римма Павловна Чугреева. Она поведала нам историю своей жизни.

Римма Павловна родилась в 1932 году в одном из сел Горьковской области (ныне Нижегородская). Когда началась война, ей было всего девять лет. 

– Я хорошо помню этот день. Был выходной. В ночь с 21 на 22 июня проходили выпускные вечера. В четыре часа утра  объявили о начале войны, и  вскоре в нашем селе 50 человек получили повестки. Всем селом выходили провожать мужчин на войну. Помню плач и крики женщин. Было очень много слез. Мы с мамой и тетей тоже стояли у двора и махали мужчинам на прощанье. Прошло всего несколько недель, и в нашем селе остались лишь женщины, дети и старики, – вспоминает Римма Павловна.

У главы семейства Чугреевых была бронь, он работал инспектором пожарной охраны в Республике Марий Эл. Дед Риммы Павловны по папиной линии работал кузнецом и в прямом смысле слова ковал победу в тылу. Наша рассказчица вспоминает, что стук молотка слышался с раннего утра и до позднего вечера. Дед трудился и для колхоза, и для местных жителей. Брался за все. Например, часто ему приходилось чинить ведра, в то время они были в дефиците. А вот дядям Риммы Павловны довелось пройти фронтовыми дорогами. Брат мамы вернулся с войны без руки и еще успел поработать в тылу. Дядя по отцовской линии ушел на фронт совсем молодым.

– Все понимали, что, скорее всего, погиб он сразу, хотя похоронки так и не было. Помню, как после окончания войны бабушка выходила на дорогу, все ждала, что он вот-вот вернется, – рассказывает Римма Павловна.

В годы войны страшно было на фронте, непросто – и в тылу. По воспоминаниям Р.Чугреевой, особенно тяжело приходилось женщинам. Они взяли на себя и физически тяжелый труд, и заботу о детях.

– Летом я маму практически не видела.  Ранним утром она топила печку, варила обед и уходила работать на полях. Мы, дети, тоже не сидели без дела. Помогали старшим. Кому полы протереть, кому – еще что. Собирали колоски с полей, пололи сорную траву, помогали собирать картошку. А когда стали подростками, трудились на полях уже наравне со взрослыми. У меня даже в трудовой книжке учтены два года стажа работы в колхозе, – отмечает рассказчица. 

Дети войны успевали не только трудиться, но и учиться. Правда, дорога в школу у Риммы Павловны ассоциировалась с горем потерь, ведь каждый раз то из одного, то из другого дома доносился женский плач. Керосиновая лампа в помещении школьного класса не давала должного освещения, поэтому на занятия ходили к девяти часам утра. И то уроки, где требовалось читать и писать, ставили как можно позже. Один из важных предметов того времени – военное дело. Ребят учили ползать по-пластунски, метко стрелять, держать строй, выполнять команды и многому другому.

В период войны людям пришлось научиться жить в условиях тотального дефицита практически всех товаров. Вместо спичек добывали искру для огня с помощью камней. Вместо мыла использовали золу. Гнилой картофель шел на крахмал, из которого пекли блины, варили кисель.

– В основном картошка была нашей едой. Употребляли ее в разных видах. А вот сладостей не было вовсе. Чай  пили с сушеной тыквой и свеклой. Хлеб ели ржаной. Пшеничная мука шла только на праздничные пироги,  – рассказывает Р.Чугреева.  

При этом собирали посылки для фронта, ложили туда, кто что мог. В ответ получали письма со словами благодарности. Все с нетерпением ждали окончания войны и, как могли, приближали Победу. И вот этот день настал.

– Мне тогда было 14 лет. Помню солнечное утро. Я завтракала, когда пришла бабушка и с порога крикнула: «Чего сидишь?! Победа!!!». Я схватила сумку и бросилась в школу. По пути стучала в окна домов и кричала: «Победа!». В школе уже был приготовлен горн, барабан, красное знамя. Мы встали строем и пошли на митинг к зданию сельского совета, где через громкоговоритель на столбе звучали сообщения по радио. И вновь было много женских слез. Плакали от радости и от горя, ведь далеко не все солдаты вернулись домой живыми, – говорит Римма Павловна.

После окончания семи классов школы она отучилась в педучилище и в 50-е годы по направлению попала в Оренбургскую область. 43 года проработала учителем начальных классов, в том числе 23 года – в селе Хабарное, куда переехала в 1964 году. Позже сюда перебрались  ее мама с младшими дочками-близняшками.

– В Поволжье у нас была очень трудная жизнь. Даже после окончания войны люди продолжали голодать. В Оренбургской области я впервые увидела белый хлеб, научилась его печь. В Хабарном мы получили квартиру со всеми удобствами, газовым отоплением. Моя мама долго не могла к этому привыкнуть, ведь мы жили в совершенно других условиях, – рассказывает Р.Чугреева.  

Римма Павловна с мужем воспитали сына. Сейчас у  93-летней участницы трудового фронта есть внук и внучка, три правнука, правнучка и даже праправнучка. Поддержку и заботу Р.Чугреева чувствует не только от них, но и от жителей села. Бывший педагог здесь на особом счету.

Этот сайт использует сбор метрических персональных данных. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных метрических данных.