В Новотроицке с 1 июля начал действовать многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Пока по принципу «одного окна» горожане могут получить лишь пять муниципальных услуг, но это только начало. О преимуществах МФЦ и перспективах его развития рассказывает заместитель главы города по управлению муниципальным имуществом, финансам и экономике Галина Маутханова.
- Галина Владимировна, государственные и муниципальные услуги оказывают все структурные подразделения публичной власти. Почему возникла необходимость создания многофункционального центра?
- Прежде всего, мы исполняем федеральный закон и указ Президента России о совершенствовании системы государственного управления. Во главу угла поставлено удобство граждан при получении государственных и муниципальных услуг. Каждому из нас время от времени приходится обращаться в те или иные органы, чтобы получить справку, лицензию, паспорт, какие-то другие документы, оформить право на льготы и прочее. При этом надо знать, во-первых, куда идти, во-вторых, какие документы для этого подготовить. Приходится тратить немало времени, чтобы уточнить необходимый список и походить по учреждениям, не раз отпроситься с работы, выстоять не одну очередь. В результате сталкиваемся с неудобствами получения услуги, потому что в коридорах и кабинетах учреждений обычно тесно, людей собирается много. К тому же оказание услуг населению для этих учреждений лишь одна из многих функций, у сотрудников немало другой работы. Отсюда – где-то раздражение, грубость, порой волокита, несоблюдение сроков выдачи документов. Государство создает систему, чтобы человеку не приходилось собирать массу справок, а свести этот сбор к минимуму. МФЦ сам будет запрашивать необходимые сведения в различных учреждениях. В центр гражданин может прийти только с теми исходными документами, которые находятся у него на руках. Какими именно в каждом конкретном случае – всегда можно узнать на стендах или позвонить в центр. В настоящее время в разработке сайт МФЦ. Когда он начнет действовать, любую информацию можно будет узнать на нем.
- Перечень услуг пока еще очень мал. С чем это связано и когда планируется расширение?
- Организация подобного учреждения – большая и постепенная работа. Можно сказать, мы запустили только первую ласточку, обозначили 5 услуг населению. Пока – самых простых, потому что опыт надо нарабатывать от простого к сложному. Нам предстоит подготовить кадры, а этому сейчас нигде не учат. Между тем специалист МФЦ должен быть широчайшего профиля и по всем направлениям четко представлять, какие необходимы документы, знать все регламенты и многое другое. Сразу, в один день, это не освоить.
Мы начали с муниципальных услуг. А именно: выдача разрешения на право организации розничного рынка, консультирование предпринимателей и потребителей по вопросам о защите прав потребителей, помощь потребителям в составлении письменных претензий к продавцу (производителю), консультирование предпринимателей по вопросам лицензирования, выдача выписок из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок и личного подсобного хозяйства, выдача разрешения на проведение муниципальной лотереи.
Ведётся активная работа по заключению соглашений для оказания государственных услуг, причем весьма востребованных населением. Например, прием заявления и документов для оформления паспортов – как внутренних, так и заграничных, прием и выдача документов о регистрации по месту пребывания и жительства граждан России, регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. К слову, на сегодняшний день, чтобы зарегистрировать себя как частного предпринимателя, нужно ехать в Оренбург или пользоваться здесь услугами посреднической фирмы, что несет дополнительные расходы. МФЦ делает все бесплатно, плата взимается только в виде госпошлины. Мы готовы оказывать эти услуги сразу, как будет подписано соглашение о взаимодействии с областным многофункциональным центром.
Кроме того, специалисты новотроицкого МФЦ нарабатывают контакты с представителями муниципалитета и государственных структур, оформляют новые соглашения и установочные документы, чтобы список предоставляемых услуг увеличился. В течение года планируем принять еще двух специалистов к тем двум, которые уже работают.
- Означает ли открытие МФЦ то, что теперь услуги, которые он предлагает, можно получить только в центре, и учреждения, которые прежде оказывали их, будут вправе отказать в выдаче справки или в оформлении документов?
- Нет. У каждого из нас остается право выбора – пользоваться услугами центра, самостоятельно собирать документы по учреждениям, либо воспользоваться возможностями Интернета.
Но, помимо того, что МФЦ берет на себя сбор справок, его плюс еще и в том, что центр может проконтролировать выполнение услуги в срок, без проволочек. В обязанностях МФЦ непременное исполнение регламента. А значит, человек сразу будет знать, когда он получит документы. И если в каком-то учреждении заявителю не была оказана необходимая услуга, он вправе подать жалобу на эту службу, а МФЦ должен помочь гражданину составить ее и направить в структуру, которая не исполнила свои обязанности. Еще раз отмечу: для МФЦ оказание услуг – основная работа, и он должен делать ее хорошо. Для других учреждений это одна из многих обязанностей, и поэтому специалист может быть занят чем-то другим, уехать в командировку и в итоге нарушить сроки ответа.
- Новотроицкий многофунк-циональный центр находится в здании администрации города. Кабинеты расположены не очень удобно. Что-то будет меняться?
- Мы разместили центр в здании администрации города, но это временно, пока у него всего два окна, специалисты нарабатывают опыт, и чтобы людям не пришлось его где-то искать. Но в планах – многофункциональный центр на 21 окно, причем это не отдаленная перспектива, а реальные планы на будущий год. Единый многофункциональный центр откроется по адресу: ул.Советская, 154, в помещении, где раньше располагалась детская поликлиника. Но прежде там предстоит сделать ремонт. В этом году область выделяет на эти цели более 15 млн. рублей, муниципалитет добавит более трех миллионов. В будущем году будет закуплено и смонтировано оборудование. Таким образом, к концу 2014 года мы откроем современный многофункциональный центр. Параллельно будет идти подготовка кадров. Все это позволит новотройчанам получать в МФЦ услуги в полном объеме. В центре будет предусмотрена электронная очередь, установят терминалы, чтобы тут же оплатить пошлину, и, конечно, будут созданы все условия, чтобы посетители чувствовали себя комфортно.
Анна Симонова.
Фото Вадима МЯКШИНА.