Для управления образования легких времен не бывает. Но лето – статья особая: за короткое время необходимо сделать капитальные, косметические ремонты образовательных учреждений, закупить и установить технологическое и иное оборудование – одним словом, подготовиться к началу нового учебного года. Начальник управления образования Лариса Котова рассказывает, как идут дела сегодня и что предполагается сделать в будущем.
Несколько лет назад администрацией и управлением образования было принято решение каждый год ремонтировать по одной школе и детскому саду. Пока мы не отходим от намеченного. В этом году капитально ремонтируем шестую школу, детский сад №33 уже открыли, 24-й примет детей к 1 сентября. Необходимо в этом году капитально отремонтировать детский сад № 35, ремонт обойдется в 20 миллионов рублей, из них 450 тысяч – из местного бюджета, остальное – из областного и федерального.
Детские сады № 16 и 27 тоже требуют ремонта. Мы хотим войти в программу софинансирования на 2014 год, поэтому уже сейчас готовим экспертизу строительных конструкций зданий, строительно-сметную документацию – то есть все необходимые документы.
Ремонты, наверное, самое сложное дело, потому что не знаешь, какая проблема может возникнуть в ходе их. Вот свежий пример. Ремонтируем шестую школу. По первоначальному проекту крыша в ней плоская. Но она дает огромные протечки. Скатная в этом смысле лучше. Но сразу возникает масса проблем. Устройство кровли – это уже не капитальный ремонт, а реконструкция здания. Соответственно необходимо дополнительно исследовать несущие возможности фундаментов и стен, будут ли они соответствовать предполагаемой нагрузке. Необходимо делать новые люки на чердак, изменить систему вентиляции и водоотведения, обработать деревянные конструкции. И на все это нужен проект, который должен пройти госэкспертизу. Всем этим пришлось заняться в экстренном порядке.
В остальных школах силами технического персонала производятся косметические ремонты, кабинеты приводят в порядок сами родители. По программе «Питание школьников» закуплено оборудование для пищеблоков, постепенно заменим его.
Вообще же, чтобы выполнять все работы по потребности, нам необходимо около 100 миллионов рублей каждый год. Но мы понимаем, что это нереально, потому делаем только самое необходимое.
Кадры преподавателей – проблема давняя. В последние годы их не хватает, педагогические кадры стареют. Если раньше в дефиците были биологи, географы, химики, историки, физики, то сегодня к ним прибавились математики и русисты, учителя начальных классов. Молодежь не выдерживает тех нагрузок и ответственности, которые предъявляет сегодня система образования к специалистам и к качеству подготовки детей. Хотя работа с начинающими учителями ведется. У нас есть клуб молодого специалиста, наставничество, стараемся молодых морально и материально поддерживать. Молодежь сегодня другая, она хочет иметь как можно больше и как можно раньше. Им интереснее близкие перспективы и удовлетворение от работы. Результаты же работы учителя станут заметны только по истечении лет.
Есть ли выход из создавшейся ситуации? Внедрение новых образовательных технологий, методик позволит восполнить нехватку кадров. В прошлом году мы начали осваивать дистанционное обучение. Суть его состоит в следующем. Совмещается расписание уроков в двух школах. Учитель-специалист ведет урок в одном классе, в режиме онлайн он транслируется на другую школу. В предстоящем учебном году дистанционное обучение объединит лицей и школу №3, гимназию №1 и школу №20, школы №17 и 4, 16 и 11.
Еще один путь восполнить нехватку кадров – многопрофильная подготовка учителя. До прошлого года министерство образования разрешало и даже настаивало, чтобы учитель вел не только предмет по специальности, но и непрофильные дисциплины: к примеру, учитель русского языка преподавал историю, географию и т.д. Сегодня уже в вузах вводят многопрофильное обучение, то есть выпускаются педагоги, имеющие несколько специальностей: учитель русского, иностранного языка и истории. Несколько вузов будут готовить таких специалистов.
Новации в образовательном процессе -- это не революционный процесс, а постоянная, каждодневная работа. Многие вещи мы называем не новациями, а элементарной необходимостью. Образовательная система советских времен уходит в прошлое. Новая обязывает учителя подстраиваться под учеников, а они нередко очень сложные. У нас не бывает «сегодня, как вчера» -- каждый день приносит что-то новое, но все это вписывается в учебный и воспитательный процесс органично. Будем совершенствовать новые образовательные стандарты. Если школа не будет что-то находить и применять, модернизировать, то непременно откатится назад.
Сегодня высокие требования предъявляются к техническим средствам обучения. Гимназия, школы № 16, 15, 3 располагают небольшими собственными средствами. На них они имеют возможность приобрести компьютеры, технологическое оборудование для кабинетов технологии, заменить устаревшие парты. Но все это делается, как я уже сказала, планомерно, постепенно. К сожалению, бюджет образовательных учреждений настолько ограничен, что приобрести желаемое или требуемое не всегда есть возможность.
В этом году, как и в прошлом, за парты сядут около 9 500 человек. 937 из них – первоклассники. В дошкольных образовательных учреждениях будет воспитываться 5 тысяч детей. Город не испытывает недостатка в детских садах, и тем не менее в этом году мы планируем открыть дополнительно 4 группы.
Таким образом, новотроицкое образование вопреки объективным трудностям продолжает развиваться.
Подготовила Антонина ОВСЯННИКОВА.