Гвардеец труда. Новотроицк

Мы видим перспективу

Мы видим перспективу
Новотроицкий строительный техникум и профессиональное училище № 34 с 1 сентября становятся одним образовательным учреждением. Насколько перспективно такое слияние – об этом мы беседуем с директором техникума заслуженным строителем Российской Федерации Владимиром Трухановым. -- Владимир Алексеевич, как вы отнеслись к идее объединения, ведь она для вас была не новой? Техникум и училище уже несколько лет работали по программе непрерывного образования. Опыт был. Насколько вы на него опираетесь в новых условиях? -- Опыт действительно был. И целесообразность слияния была очевидной. Два образовательных учреждения, подчиненные одному министерству, находятся в шаговой доступности одно от другого. Раньше мы принимали выпускников ПУ и по сокращенной программе учили их, в результате ребята в техникуме получали диплом механика.  Вторая основная причина объединения – малая наполняемость училища. В советские годы там обучалось до 700 человек, сегодня – не более ста. И в этом не вина прежнего руководства – к сожалению, такая ситуация в стране в целом. Жизнь поменялась, профессии, по которым шло обучение, перестали быть востребованными, предприятия, для которых готовились рабочие кадры, распались – набор сократился. В то же время в области ощущается острая нехватка квалифицированных строителей. Это особенно явственно было видно на недавно состоявшемся первом конкурсе профмастерства строительных профессий. Молодые люди не знают элементарных вещей. Поэтому в будущем году некоторые из потерянных специальностей будем восстанавливать. И непременно повышать престиж рабочей профессии. -- А какие прежние профессии все же останутся? -- По программе начального профессионального образования мы сохраним ремонт и обслуживание автомобильного транспорта, автодело, сварщиков, парикмахеров. Добавим каменщиков, монтажников стальных и железобетонных конструкций, мастеров отделочных работ (штукатуров-маляров). Наши студенты будут проходить бесплатно в училище обязательную курсовую подготовку по профессии слесарь, сварщик, каменщик. Им к диплому будет выдаваться удостоверение рабочего третьего разряда.  На платной основе студенты смогут пройти обучение и получить права водителя категории «В» и «С». Техникум продолжит подготовку по своим традиционным специальностям: «Экономика и бухучет», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций». И что особенно важно, будем развивать сотрудничество с Московским технологическим институтом, куда ежегодно с нашими дипломами поступает до 50 человек из 300 выпускников. -- Система образования и воспитания в училище и в техникуме, ввиду того что контингент разный, различается. В ПУ мастера производственного обучения опекали, контролировали учащихся. Техникум предполагает большую самостоятельность и ответственность. Как вы будете ребят из училища «обращать в свою веру»? -- Я думаю, мы позаимствуем опыт нашего оренбургского филиала и училища №41. Студенты и учащиеся занимаются в одних аудиториях, пользуются одними мастерскими и лабораториями, вместе живут в общежитии. Поскольку студенты по уровню учебной  подготовки, навыкам корректного поведения, общему кругозору все же несколько выше, то студенческая среда может воспитывать. И мы сами в этом неоднократно убеждались. Мальчики дружат с нашими девочками (а они у нас очень требовательные, продвинутые), вместе выступают в конкурсах, на соревнованиях. Такая дружба поднимает ребят, облагораживает. -- С этого года в техникум ребята принимаются без вступительных экзаменов. Но уровень подготовки разный, и рано или поздно для кого-то встанет вопрос дальнейшего продолжения образования в НСТ. Вы будете отчислять студентов? -- Отчислять – не совсем верное определение. Училище дает нам шанс удержать ребят в рамках профессии и сохранить на них влияние. Если мы увидим, что юноше или девушке программа техникума не дается или дается с большим трудом, всегда есть возможность при согласии перевести их на более низкую образовательную ступень – в училище, оставив возможность в будущем вновь продолжить образование в техникуме. То есть ребят мы не бросаем. Это очень важно. -- В тридцать четвертом очень неплохая материальная база, которая давала возможность коллективу дополнительно зарабатывать. Как вы намерены ее использовать? --  Именно для этого мы и объединяемся. В техникуме никогда не было своих больших мастерских, потому что среднее специальное учебное заведение в основном дает теоретические знания. Практика проходила в организациях треста «Новотроицкметаллургстрой», монтажных управлениях. Сегодня с развалом строительной отрасли возможности резко сократились. А по новым федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения практика в общем объеме учебного плана должна занимать 30  (против прежних 15) процентов. Училищная база поможет наполнить теорию практическим содержанием. Лаборатории, мастерские объединятся в единый комплекс, руководить которым будет мастер производственного обучения ПУ Е.В.Пчелин. Конечно, материальную базу надо обновлять, но это дело будущего. -- Вы уже начали разговор о кадрах. Наверное, это самое сложное. Оптимизация коснется и их, кто-то останется, с кем-то придется расстаться. Как вы руководите этим процессом? -- Оптимизация в основном коснется администрации. Преподаватели все останутся на месте. Более того, у них появляется возможность маневра: если в училище не хватает часов, мы добавляем их в техникуме. Когда ветераны уходят на заслуженный отдых, более молодые коллеги встают на их место. Наши выпускники начинают возвращаться к нам преподавателями: химик Т.Ковешникова, зам. директора по воспитательной работе О.Ларионова, зав. заочным отделением Т.Бизяева, С.Иващенко, И.Жарикова, Г.Афанасьева, Е.Файзулина. В училище очень хорошие кадры. Я уже сказал о  Е.В.Пчелине. Заместителем директора по АХЧ в обновленном техникуме будет Л.П.Русакова – опытный специалист. Т.С.Шинкарева останется заместителем по учебной работе. Б.В.Шиловскому предложили должность организатора по ОБЖ объединенного коллектива, и он согласился. Как видите, перспективы у нас есть, и неплохие. Новый учебный год начнем не только в новом статусе, но и с новыми идеями. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с Днем строителя. У нас самая мирная профессия. Не зря же говорят: «Где прошел строитель, там остается жизнь».