Когда в Петропавловском соборе начинают звонить колокола, мало кто из горожан догадывается, что там, на продуваемой ветрами звоннице, управляет сложным механизмом 10-летний мальчик. Для Никиты Горянина эта ответственная работа – в радость.
-- Я начала носить его в храм сразу, как только окрестили, каждый выходной, -- рассказывает бабушка Никиты, Татьяна Михайловна. – Когда подрос, родители попытались записать его на плавание, но ему это было в тягость. А в воскресную школу пошел с удовольствием. Еще до занятий в ней судьба свела нас с отцом Евгением Деревянко, который в 6 лет ввел Никиту в алтарь, где он стал служить. Не последнюю роль сыграли отец Никодим, Александр Николаевич Логачев — алтарник, который еще больше привил малышу интерес к церкви.
Никита очень рано начал читать, и интересна ему была именно православная литература. С трех лет с бабушкой мальчик совершает паломнические поездки. Вместе они посетили Нижний Новгород, Дивеево, Табынь, Иверский монастырь. В этом году побывали в женском монастыре Михаила Архангела под Ульяновском.
Несколько лет назад, когда в Петропавловском соборе не было звонаря, с церковным старостой Александром Логачевым Никита поднялся на колокольню. Конечно, звонить тогда еще не мог, но интерес появился. Родители подарили ноутбук, диск с саракташскими колокольными звонами, и он стал слушать.
Сначала азам колокольного звона его учил молодой священник отец Максим Бражников, клирик Петропавловского собора. Он же возил мальчика на уроки в Гай, затем были мастер-классы на православной ярмарке. Сегодня юный звонарь не только слушает именитых мастеров, но и пытается создавать что-то свое. Кроме того, поет в хоре воскресной школы, танцует.
В век компьютеров в соборах нередко стали использовать электронные звонари. Но, помимо того, что это дорого, многие священники уверены – лучше, когда у храма живой голос.
Благовест, перезвон, перебор, трезвон – каждый вид колокольного звона имеет свою особенность. Никите нравятся праздничные мелодии, красивые и витиеватые. Такие, чтобы ласкали слух и радовали душу. Говорит, что чувствует от этого радость и на сердце благодать.
Но труд звонаря никогда не был легким.
-- Конечно, бывает и трудно, – соглашается Никита. – Все зависит от того, какой звон звонить. И еще сложность в том, что нужно рано просыпаться, как можно реже пропускать службу. Но мне помогают священники, помогает Бог.
-- Он и сам очень старается, – говорит Татьяна Михайловна. – А дома его поддерживает вся семья, и в храме мы находим понимание. Вот так, с божьей помощью растет наш ребенок.
Никите еще многому предстоит научиться, ведь искусство колокольного звона многогранно и требует особых знаний. Но главное, у юного звонаря есть к этому желание, идущее от сердца.