Прошедший учебный год еще раз подтвердил, что образовательные учреждения города не стоят в стороне от инновационных процессов, происходящих в российском образовании. Определенно можно сказать: педагоги ставят перед собой и реализуют цели опережающего развития школьников.
В городе создаются необходимые условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Второй год все 17 общеобразовательных учреждений принимают участие в муниципальном этапе олимпиады по всем предметам, причем число их увеличивается. И это результат планомерной работы педагогических коллективов. В рейтинге эффективности лидирующие позиции занимают гимназия №1, лицей №1, школы №23, 17, 22, 13, 16. Ученик гимназии Кирилл Обрященко, лицеисты Дарья Самусенко, Вера Дианова, Михаил Емец стали губернаторскими стипендиатами, педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества А.Торшина – лауреатом губернаторского гранта, во всероссийских олимпиадах «Шаг в будущее» при МФТИ дипломов I степени удостоены Руслан Бижанов и Анна Хаснуллина. Кирилл Обрященко назван учеником года.
Уже становится доброй традицией успешная сдача выпускниками единого государственного экзамена. В прошлом учебном году новотроицкие выпускники получили средние баллы, превышающие областные по обществознанию, физике, химии, биологии, информатике, английскому и немецкому языкам. 9 человек получили на ЕГЭ 100 баллов. От 90 до 99 – 121. Впервые за время существования единого государственного экзамена учителями химии лицея № 1 И.Стрижовой и О.Труновой были подготовлены по два стобалльника. К сожалению, выбыли из этого ряда предметы, результаты по которым всегда были выше областных, -- это русский язык, литература и история, что, несомненно, является тревожным сигналом.
Воспитать творческого ученика может только современно мыслящий, владеющий новыми педагогическими технологиями учитель. Именно он, внимательный, восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему новому, -- ключевая особенность школы будущего. Сегодня в образовательных учреждениях города трудится 1328 педагогических и руководящих работников.
С 2012 года руководители и заместители образовательных учреждений города начали проходить профессиональную переподготовку по специальности «менеджмент». И сегодня директора школ № 2, 10, 22 и заведующая детским садом №10 приобрели еще и навыки по специальности «менеджмент». В 2012-2013 учебном году аттестацию прошли 256 человек (19,3% от общего количества педагогов и руководителей образовательных учреждений города): на высшую категорию – 43 человека (16,8%), на первую категорию – 204 человека (79,7 %), на соответствие занимаемой должности – 11 человек (4,3%).
Профессионально-личностному росту педагогов и руководителей образовательных учреждений, распространению ценного педагогического и управленческого опыта способствовали конкурсы профессионального мастерства. Так, в 2012-2013 учебном году повысили свой профессиональный уровень 9 педагогов – участников муниципального конкурса «Учитель года». Все они продемонстрировали эрудицию и мастерство педагогов.
Учитель не должен растерять вкус к исследовательской работе, поиску. Такие педагоги и коллективы у нас есть. Директор лицея №1 Н.Рыбина представила на областной конкурс «Лидер образования» свой управленческий опыт по теме: «Организация инклюзивного образования в рамках обще-образовательного учреждения» и стала абсолютным победителем в зональном этапе и лауреатом – в областном. Школа №6 получила губернаторский грант за внедрение инновационных технологий. Детский сад № 25 вышел победителем регионального конкурса. Буквально несколько дней назад учитель математики гимназии №1 Ирина Васильевна Ермишева за успехи в подготовке выпускников к единому государственному экзамену из рук губернатора Юрия Александровича Берга получила ключи от нового автомобиля.
Качественный уровень педагогов, как видим, достаточно высок. Однако нас критикуют за то, что кадры стареют, почти половина учителей пенсионного возраста. Но, с другой стороны, ветераны – наш золотой фонд, кладезь опыта, мудрости, профессионализма. К сожалению, молодежи в школу идет мало (в прошлом году пришло всего 12 педагогов). Работа учителя трудна, результаты её можно увидеть лишь в перспективе, а молодым хочется большего и сразу.
В 2012-2013 учебном году в образовательной системе города работало 5 экспериментальных площадок, работающих над внедрением инновационных технологий в образовательную и управленческую деятельность. Экспериментальной деятельностью охвачено 772 учащихся и 62 педагога.
Традиционные направления инновационной деятельности образовательных учреждений: введение федеральных государственных образовательных стандартов, применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, информатизация процесса обучения, использование дистанционных технологий обучения. Инновации в большинстве образовательных учреждений внедряются в технологиях, методах обучения и воспитания, редко – в содержании образования, полностью отсутствуют – в организации, управлении учебно-воспитательным процессом и в методической работе.
Вопросы дошкольного образования являются приоритетными, ведь образование в детском саду – трамплин для успешного обучения в школе, в вузе, в жизни. В этом году дошкольные образовательные учреждения начинают учебный год в новом статусе: они стали частью общего образования. Педагогическим коллективам предстоит осваивать федеральные государственные образовательные стандарты для дошкольных учреждений.
В целом их работа соответствует современным требованиям. Одной из ярко выраженных тенденций развития дошкольного образования является переход к вариативной образовательной модели. Так, в системе дошкольного образования города работают два учреждения компенсирующего вида, одно для детей раннего возраста, одиннадцать комбинированного вида и семнадцать общеразвивающего, 5 детских садов третьей категории.
В результате работы по оптимизации образовательных учреждений нам удалось добиться того, что в городе практически нет очередей в детские сады. Детские сады № 11 и 36 из специализированных стали обычными и приняли ребят из густонаселенных районов Западного и центра города.
Это лишь некоторые аспекты проблем, решаемых педагогическим сообществом города. На самом деле они гораздо многограннее и сложнее. Мы продолжим практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи, использование современных информационных технологий, развитие дошкольного образования, будем совершенствовать модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования. Наша школа должна учить молодежь во имя будущего.
Лариса КОТОВА,
начальник управления образования Новотроицка.