2013-2014 учебный год новотроицкие педагоги начнут в условиях реализации нового федерального закона об образовании. Чтобы поступательное развитие в образовательной сфере было более продуктивным, следует объединить усилия педагогических коллективов, управления образования и профсоюзных организаций.
Какова роль профсоюза в этом процессе, сегодня рассуждает председатель городской профсоюзной организации работников образования Надежда ГУЗИЕНКО.
В новом, 2013-14 учебном году нам предстоит работать в обновленном законодательном поле: отслеживать ход реализации указов Президента, принятых в мае 2012 года, о поэтапном повышении зарплаты педагогических работников, участвовать в общественном обсуждении разрабатываемых профессиональных стандартов в сфере образования, стратегии развития пенсионной системы, в реализации региональных проектов развития дошкольного образования, а также реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере.
Даже простое перечисление основных направлений реформирования образования показывает, насколько напряженным будет предстоящее время.
Мы хорошо помним, каким непростым было двухлетнее обсуждение и принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации». В результате на 60 процентов изменился первоначальный текст, 30 процентов предложений проф-союза принято.
Нам, как профсоюзу, пришлось участвовать в напряженных и ответственных переговорах с Правительством РФ и Государственной Думой по отстаиванию наших требований. В результате в новом законе практически полностью сохранены все социально значимые права и гарантии для педагогических работников (право на досрочную пенсию, удлиненный отпуск, компенсации на коммунальные услуги педагогам в сельской местности, заработную плату и др.).
Уже принят и областной закон «Об образовании», и социальные выплаты расширены.
Мы вступили в стадию реализации закона. Для этого планируется принять 141 нормативно-правовой акт, из них практически треть в той или иной степени затрагивает трудовые права и профессиональные интересы работников образования.
Уже есть примеры правовых коллизий. Например, из-за замены в новом законе понятия «образовательное учреждение» на «образовательную организацию». Мы, как проф-
союз, обратили внимание Минобразования и науки на риски и возможные негативные последствия, которые несет в себе подобная замена терминов для сохранения существующих пенсионных прав педагогических работников на досрочную пенсию по старости.
Министерство образования согласилось с нами и предприняло ряд конкретных шагов по исправлению ситуации, из которых следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
В мае 2012 года в указах Президента РФ были сформулированы основные приоритеты развития нашей страны на среднесрочную перспективу, одним из которых является доведение конкретным категориям работников, включая педагогических, заработной платы до средней по субъекту РФ. Перед профсоюзом встает задача общественного контроля за выполнением майских указов. В этом вопросе мы видим несколько проблем.
На практике повышение заработной платы учителям сопровождается увеличением их учебной нагрузки, а это чревато эмоциональным выгоранием учителя. Непонятно до сих пор, как будет индексироваться и повышаться зарплата тем работникам образования, которые не вошли в указ Президента (методисты, педагоги дополнительного образования).
Государство принимает меры по повышению оплаты труда отдельных категорий педработников, но вряд ли они смогут обеспечить престиж педагогической профессии, а значит, притока талантливой молодежи в сферу образования. Мы настаиваем на ускорении разработки, согласования и принятия Правительством РФ на федеральном уровне базовых ставок и окладов по профессиональным квалификационным группам как федеральных минимальных гарантий по оплате труда в бюджетной сфере. Напомню, ставка молодого специалиста в городе Новотроицке с 20-процентной муниципальной надбавкой составляет 6,775 рубля.
Что еще нового в вопросах социальной поддержки ожидает педагогов? Остается ежемесячная выплата в размере 1 000 рублей за классное руководство, только платиться она будет из регионального, а не федерального бюджета. Компенсацию в 100 рублей за приобретение книгоиздательской продукции будем вместе искать в окладах и ставках – по закону об образовании она перешла туда.
О профессиональных стандартах. В декабре 2012 года в Трудовой кодекс были внесены изменения, которые ввели понятие «профессионального стандарта». (Не путать с образовательными стандартами, или, как мы их называем, ФГОС!). Образовательный стандарт определяет структуру и устройство образовательного процесса, профессиональный – определяет требования к квалификации и компетенциям педагога, критерии оценки результатов его труда, механизмы стимулирования профессионального роста. Министерством образования утвержден перечень из семи профессиональных стандартов – учитель, воспитатель дошкольного образовательного учреждения и т.д. В настоящее время началось их общественное обсуждение. Всем нам необходимо принять непременное участие в этом процессе. Потому что у разработчиков явно завышены требования и к уровню образования (только высшее!), и к трудовой функции педагога (обязательная разработка учителем различных программ), и к его знаниям и умениям. Профсоюз выступает за поэтапное введение в действие профессиональных стандартов в течение трех-четырех лет, за возможность внесения в них изменений.
Большие дискуссии шли по поводу права на досрочную пенсию педагогических работников. Профсоюз это право отстоял. Но настораживает предложение Минтруда: с 2015 года досрочный выход на пенсию увязать с постепенным увеличением стажа, необходимого для досрочного назначения (увеличения) пенсий. Профсоюз это предложение не поддерживает, поскольку нет научных обоснований и расчетов. К тому же оно нарушает часть 2 ст. 55 Конституции, в которой говорится, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; предложение не учитывает возросшую интенсивность труда педагогических работников.
Как видим, перемены грядут большие, и мы должны быть готовы к ним. Вместе с тем, это не отменяет права педагогического сообщества, профсоюза критически воспринимать все новации, вносить предложения по совершенствованию законодательной базы, учебно-воспитательного процесса, защите прав учительства.
Записала Антонина ОВСЯННИКОВА.