Часто мы задаем себе вопрос: что является важнейшим элементом обучения? И сами себе отвечаем: хороший учитель. От него зависит, каким будут новые поколения россиян – милосердными, культурными, образованными, способными двигать вперед технологии и сохранять мир на земле.
Сегодня об учительской профессии мы беседуем с преподавателем химии школы №6 Ольгой Олеговной Инкиной.
-- Ольга Олеговна, почему стали учителем?
-- Для меня вопрос выбора профессии не стоял. Вся семья была учительская. Мама преподавала английский язык в Оренбургском пединституте. Папа – художник, преподаватель черчения и рисования, младшая сестра – директор оренбургской гимназии №2. Мы жили в пединститутском доме, вокруг нас были преподаватели химии, биологии, физики. Это окружение сформировало мое учительское будущее. Даже предвидеть ничего не нужно было. Окончила Оренбургский педагогический институт, по распределению приехала в Новотроицк, где живу и работаю вот уже 33 года.
– Большинство учителей, которых мы помним всю жизнь, люди необыкновенные. И школу мы нередко ассоциируем именно с ним – учителем. Чему научили вас ваши учителя, что вы переняли от них?
– Для меня образцом навсегда осталась моя учительница начальных классов Зоя Кузьминична. Это был добрый и в то же время строгий человек. Она не делила учеников на плохих и хороших. Для нее все дети были в чем-то одаренными, личностями.
– В связи с этим не могу не спросить: что дети учителю могут простить, а чего не прощают никогда? За что они его уважают?
– Дети не прощают унижения.
– Но ругать-то их иногда надо…
– Ругать надо по доброте. У меня такой принцип – на уроке с детьми не конфликтовать, не повышать голоса. После урока позову озорника, заведу в лаборантскую поговорить без свидетелей: что тебе мешает, что тебе неинтересно? Но при всем классе нельзя отчитывать, ребенок воспринимает это как унижение. А может, у него в семье что-то неладное.
– Что вы находите в общении с учениками, чем они вас притягивают?
– Своей неординарностью. Мы друг друга всегда подпитываем, особенно с теми, кто заинтересовывается химией. Мне хочется передать им все, чем владею сама. Ребята чувствуют это. От детей получаю только позитив.
– Вы уже работаете учителем 33 года, имеете большой опыт. Но все-таки приходите в новый класс, перед вами новые дети. Вы смотрите на них и понимаете: с ними у вас все получится.
-- С первого урока вряд ли. Через два-три урока становится ясно, и только в результате общения, кому предмет интересен, кому -- нет. Начинаешь чувствовать, кто перед тобой – гуманитарий или технарь? Лирики совсем по-другому воспринимают науку, у них иначе устроен мозг. Они не так сильны в формулах и реакциях, зато с интересом добывают новую информацию. А минимуму я их научу. К детям надо подходить индивидуально.
– Были случаи, когда ученики своими вопросами вас ставили в тупик?
– Были, если вопросы касались не моего предмета. Но я не стесняюсь признаться, что всего знать не могу. Просто говорю: дайте время, я обязательно найду ответ или мы вместе разберемся. Знания учительские и честность дети ценят больше всего. Был у меня ученик -- победитель Всероссийской олимпиады. Мне не стыдно к нему обратиться: Ярослав, а ты как считаешь? Мы общаемся на равных. Учитель вообще должен учиться всю жизнь у всех, чтобы не отставать от времени и быть готовым к любым вызовам.
– Ольга Олеговна, с какой другой профессией вы бы сравнили учительскую?
– Учитель много кем должен быть. Но в первую очередь надо любить свой предмет и детей. Профессия учителя, как никакая другая, вбирает в себя искренность и сердечность, ведь не до конца искреннего, бессердечного человека дети не примут.
– Учительская профессия как разноцветная радуга, так много в ней достоинств. Что же сегодня в учителя не идет молодежь?
– 30 лет назад в педагогические институты были конкурсы. Учительская профессия считалась уважаемой, престижной, интеллигентной. Сегодня лишь пятая часть россиян относит профессию учителя к категории престижных и привлекательных. Потому педагогические кадры перетекают в другие сферы. Государство должно по-другому посмотреть на учителя и его роль в обществе. Какие-то попытки делаются, чтобы вернуть педагогу былой престиж. Но это, мне кажется, только попытки, несоразмерные возросшим требованиям к педагогическим работникам.
– И все-таки, несмотря на сложности и проблемы, что надо, чтобы стать успешным учителем?
– Я бы ответила словами Дмитрия Ивановича Менделеева, который как-то сказал: «Я стал гением, потому что трудился». Труд и любовь к детям – ключ ко всему. А еще семья должна принять твою профессию. Я никогда не пожалела, что стала учителем.
Кстати
Ольга Олеговна Инкина, преподаватель химии школы №6, учитель высшей категории, неоднократный победитель и призер всероссийских, региональных и городских конкурсов «Учитель года», лауреат губернаторского гранта, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Фото Вадима МЯКШИНА.