После концерта маэстро согласился встретиться с журналистами местных СМИ и ответить на их вопросы.
-- Владимир Теодорович, Новотроицк по российским меркам – глубокая провинция, не сказать глухая и нецивилизованная, но все же провинция. Не избалованная, кстати, такими выступлениями. Как вы нашли нашего зрителя? Вам не показалось, что в начале зал был несколько зажат, а потом, как говорится, отпустило.
-- Провинция – это и есть Россия, по большому счету. И не только для меня. Моя мама – блокадница Ленинграда, отец – фронтовик. Благодаря провинции мы выиграли войну. Что касается зажатости – это вы верно заметили. Может быть, поначалу у людей было какое-то стеснение, неверие, что перед ними выступят «Виртуозы Москвы», ведь мы только что приехали из Исландии. То, что мы получили из зала энергию, теплоту, любовь, окупает все трудности и неудобства. Сегодня нам преподнесли столько цветов, что впору открывать цветочный магазин. Мы этого даже не ожидали. Мы счастливы и в хорошем настроении. Помимо всего, надо отдать должное благородству Алишера Бурхановича Усманова, организатору тура, который понимает необходимость духовной пищи. Посмотрите на глаза публики. Она пришла одной, а уходит совсем другой – возвышенной, чудесной.
-- Говорят, когда музыкант играет, он общается с Богом. О чем у вас разговор с Богом?
-- Общение у нас, я бы сказал, опосредованное. Полтора месяца назад при нашей спонсорской помощи спасена жизнь полуторагодовалой девочки, которой делали операцию на открытом сердце. Это большое счастье. То, что я на сцене, то, что делаю для людей, Господу, видимо, нравится.
Вы обратили внимание, что, когда играют дети, у них не лица – лики. Вот они напрямую разговаривают с Богом. У них надо учиться – чистоте, фантазии, добру, доверчивости. Наш детский фонд существует на протяжении двадцати лет и включает множество программ, в том числе и таких, как «Дети на обочине», когда дети выезжают в колонии играть перед своими оступившимися сверстниками. Самое главное – даже не подаренные инструменты, не мастер-классы, не операции, хотя это очень важно. А то, что дети чувствуют, что они любимы чужими людьми. И они это чувство обязательно понесут в мир.
-- Сегодня на сцене мы видели много молодых людей. Как вы оцениваете уровень профессиональной подготовки молодых музыкантов?
-- У них большие сложности. Нельзя ребенка учить музыке начиная с 12 лет. Доказать это большим чиновникам очень непросто. Но я все равно это делаю. Считаю нужным помогать талантливым детям.
-- Владимир Тедорович, у вас как руководителя коллектива есть какие-то музыкальные предпочтения? Какая музыка вам ближе: западная, отечественная, написанная века назад или современная?
-- Мы не замыкаемся в определенных рамках. Диапазон исполняемых произведений широк. С большим оркестром мы играем одну музыку, с певцами – другую. Делаем большие симфонии. 23 октября в Москве открывается Всероссийский детско-юношеский фестиваль камерных ансамблей. На нем мы будем играть Вагнера, Малера, Шостаковича. Важно двигаться в заданном направлении и не изменять себе.
-- Бывая в разных городах, общаетесь с людьми. Совести у людей, правда, становится меньше?
-- Нет, совесть в людях есть. Просто сегодня людям трудно.
-- Владимир Теодорович, вы побывали в городах присутствия «Металлоинвеста». А побывать на самих предприятиях удалось?
-- Мы были на Лебединском ГОКе. Впечатление совершенно космическое. Я не мог представить, что это такая красота. Самое интересное, что люди, работающие где-то там, внизу, на экскаваторах, самосвалах, приходили потом на концерты. Жалели, что что-то важное в жизни они упускают.
-- У вас в оркестре преимущественно мужчины и всего одна женщина. Почему такая дискриминация?
-- Нет, женщин две, просто одна заболела. Только в сентябре мы были в Улан-Удэ, Абакане, Магадане, Челябинске, Новосибирске, Хабаровске, Южно-Сахалинске. Представьте, в каком ритме приходится работать. Это очень сложно, женщине особенно. Поэтому я предпочтение отдаю музыкантам-мужчинам.
-- Какими качествами должен обладать музыкант, чтобы попасть в оркестр «Виртуозы Москвы»?
-- Прежде всего должен быть хорошим человеком. У нас правило: не обижаться. Не помню, чтобы за 30 лет я на кого-то повысил голос. Человек должен чувствовать себя свободным, у него должен быть выбор, он в любой момент может уйти, его никто не неволит. Кто мечтает работать в оркестре, приходят сами.
-- Можно задать вопрос, не относящийся к сегодняшнему событию? Ваша супруга ведет прекрасную передачу на телевидении «Нескучная классика». Вы обсуждаете с ней сюжеты, может быть, что-то подсказываете, она просит у вас совета?
-- Бывает. Но в принципе она все делает сама, потому что очень честно относится ко всему, что делает: готовится, ищет материалы, думает, какие отрывки поставить, кого взять солистом. Она здорово знает музыку, ведь выросла в семье музыкантов, заканчивала школу вторым концертом Рахманинова. К тому же со мной тридцать лет.
-- Спасибо большое, Владимир Теодорович.
Антонина ОВСЯННИКОВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.